ЭКСКУРСИОННЫЙ МАРШРУТ
«С ЛЮБОВЬЮ К ПРИЛЕПСКОМУ КРАЮ»
Авторы: Лянцевич Валентина Васильевна, руководитель народного краеведческого музея «История Прилепщины», педагог дополнительного образования ГУО «Смолевичский районный центр детского туризма и краеведения»
Цель экскурсии: формирование у обучающихся гражданско- патриотических и духовно-нравственных качеств через приобщение к историко-культурным ценностям родного края.
Задача экскурсии:
массовое вовлечение обучающихся в культурно-познавательную и исследовательскую деятельность, направленную на получение знаний об историко-культурных достопримечательностях Республики Беларусь и своей малой родины;
Тип экскурсии: историко-краеведческая
Вид экскурсии: пешеходная.
Продолжительность экскурсии: 4 часа
Протяженность: 6 км
Маршрут экскурсии: место встречи с группой Минская обл., д.Прилепы, ул. Школьная, 2.
д.Прилепы Смолевичского района – Прилепский УПК д/с-СШ – Прилепское городище (Замковая гора) – курганный могильник – усадьба Ситкевича – Дубровенское водохранилище (мини ГЭС) – Свято-Георгиевская церковь (Иоанн Пашин, церковище) – усадьба Поповых – краеведческий музей «История Прилепщины»
Содержание экскурсии: в ходе экскурсии экскурсанты познакомятся с историческими местами Прилепского края, посетят Дубровское водохранилище, школьный народный краеведческий музей, увидят развалины исторических зданий.
Общие методические указания к теме экскурсии:
- экскурсовод должен иметь большой запас знаний о прилепском крае;
- целесообразно при себе иметь «портфель экскурсовода»;
- экскурсия должна вестись в соответствии с требованиями дифференцированного подхода.
- предупредить о правилах поведения и соблюдении правил техники безопасности при посещении водохранилища.
Общие организационные указания:
- во время экскурсии строго следить за соблюдением правил безопасности участниками экскурсии, правил дорожного движения, инструктировать экскурсантов о соблюдении норм безопасности при осмотре объектов.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МАРШРУТА
«С ЛЮБОВЬЮ К ПРИЛЕПСКОМУ КРАЮ»
Маршрут экскурсии |
Объекты показа |
Время (мин) |
Основное содержание экскурсии. Перечень подтем и вопросов |
Организационные и методические указания |
1 |
3 |
4 |
5 |
7 |
Начало экскурсии |
5 |
Введение.
Впервые название Прилепы упоминается в юридических актах 1582-1598 гг. как село Минского воеводства Великого княжества Литовского. По одной версии, название образовалось от фамилии Прилепа, по второй – от зданий, которые будто “прилепились” к подножью горы. По архивным данным, наша территория называлась Прилепским маёнтком. Это довольно большая территория, но была слабо заселена: на площади длиной свыше 15 км и шириной 2-3 км находилось 10 крестьянских хозяйств. В одном дворе могло жить 10-15 человек. Таким образом, проживало здесь всего 100-150 человек. Этими землями владел князь Чарторижский. Со временем владельцы менялись, были ими какой-то Дорка, писарь Иван Яцкевич, князь Саламерецкий. Последние владельцы – братья Поповы.
|
Установить эмоционально-психологический контакт с группой. Ярким вступлением помочь настроиться на экскурсию. Сообщить тему экскурсии, ее маршрут и продолжительность, место и время окончания
экскурсии.
Рассказать историю возникновения поселения Прилепы, о владельцах этих земель. |
|
ул.Школьная | Схема республиканского ландшафтного заказника «Прилепский»
|
17 |
Республиканский ландшафтный заказник «Прилепский» образован в Минской области с целью сохранения в естественном состоянии уникального ландшафтного комплекса, характеризующегося распространением естественных высоковозрастных хвойных лесов, а также редких и исчезающих растений и животных, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь.
|
Сочетать прием локализации с приемами краткой справки, объяснения, элементами зрительной реконструкции. Показать копию картосхемы республиканского ландшафтного заказника «Прилепский»
Используя фотографии и осмотр территории обратить внимание на живописный вид заказника. Назвать растения и животных, которые водятся в заказнике. |
ул.Школьная,2 | ГУО «Прилепский УПК детский сад-средняя школа» |
15 |
История школы начинается с 18 столетия. Культурно-образовательным центром Прилепского края стала Свято-Георгиевская церковь, основанная в 1783 году. При церкви имелось церковно-приходское попечительство и штатное народное училище. В 1910 году действовала церковно-приходская школа, обучалось 73 ученика. До 1927 года в Прилепах работала начальная школа. В 1931 году был первый выпуск семилетки. С 1938 года школа получила статус средней, но ни одного выпуска не было в связи с началом войны.
В музее есть уникальный документ. Свидетельство об оканчании Дуброво-Прилепского народного училища на имя Чернявского 1912 года подтверждает, что школе более 100 лет.
|
Группа располагается около главного входа в школу.
Сочетать приемы предварительного осмотра, локализации событий, экскурсионной справки и комментирования. Дать пояснения, что такое церковно-приходское училище.
Сказать участникам экскурсии, что в момент посещения краеведческого музея в школе, можно будет узнать больше об истории прилепской школы |
Прилепское городище | Прилепское городище.
Замковая гора |
25 |
Освоение территории Прилепского края началось ещё в древности, о чём свидетельствуют находки орудий труда – каменный топор. Его возраст – более 4 тысяч лет. Это подтверждается научными исследованиями.
Городище Прилепы выявлено в 1925 г. А.Н.Левданским. Раскопки городища проводились учёными НАН Беларуси в 1999 и в 2005 годах. Наиболее многочисленную группу находок составляют обломки глиняных лепных сосудов. Изучив найденные на городище Прилепы предметы материальной культуры, можно говорить о том, что данная территория была заселена со II в. до н.э. по IV в. н.э. носителями культуры.
|
Группа располагается на возвышенности, где предположительно находится Прилепское городище.
Рассказать о проведении раскопок, используя информацию из литературы и портфель экскурсовода.
|
Усадьба Ситкевича | Развалины усадьбы Ситкевича |
20 |
Местной знаменитостью был фельдшер Александр Викторович Ситкевич. Слава о деятельности которого разносилась на всю округу. Усадьба Ситкевича находилась возле деревни Карпиловка, и судя по оставшимся стенам, здание выделялось архитектурой и величием. В 1922 году, когда образовался колхоз, фельдшер добровольно передал имение колхозникам, а во время войны Ситкевич оказывал помощь местному населению и партизанам. Со строительством Дубровского водохранилища интерес к этому месту возрос, так как оно оказалось на берегу живописного водоёма.
|
Использовать приемы показа (предварительный осмотр, наглядность) и рассказа (экскурсионной справки).
|
Водохранилище | Дубровенское водохранилище;
Мини ГЭС |
30 |
К северо-западу от деревни Прилепы раскинулось живописнейшее Дубровское водохранилище, привлекающее сотни отдыхающих. А сколько здесь собирается любителей зимней рыбалки! Однако это водохранилище – ещё и труженик.
В 1977 году началось строительство плотины, а в строй действующих водохранилище вступило в 1986 году как резервный водоём Вилейско-Минской водной системы. С 2001 года здесь работает мини-ГЭС. |
Расположить группу на берегу водохранилища.
Использовать прием предварительного осмотра: вступительным словом экскурсовод ориентирует группу на то, что необходимо увидеть в ходе осмотра. Затем следует самостоятельное наблюдение объекта. Использовать панорамный показ водохранилища, дать экскурсионную справу. Необходимо напомнить о технике безопасности при нахождении на берегу водоема. |
Свято-Георгиевская церковь | Церковище,
Отец Иоанн Пашин, Свято-Георгиевская церковь |
25 |
Первый деревянный храм в д.Прилепы был построен в 1787 г. Из-за его ветхости в 1863 г. было построено новое деревянное здание церкви.
В 1913-1916 годах была построена новая Свято-Георгиевская каменная церковь. В 1912 году отцом Иоанном (Пашиным) настоятелем церкви Святого Великомученика Георгия Победоносца в д. Прилепы. Фундамент старой церкви. |
Расположить группу полукругом на церковище (фундамент, который остался от здания церкви). С помощью портфеля экскурсовода рассказать историю строительства церкви. Рассказать о священнике Иоане Пашине, который служил здесь, был репресирован, расстрелян, реабилитирован и причислен к лику святых. |
Усадьба Поповых | Развалены усадьбы Поповых |
20 |
Впервые название деревни Прилепы упоминается в юридических актах 1582-1598 гг. как село Минского воеводства Великого княжества Литовского. Последними владельцами были братья Павел Владимирович и Михаил Владимирович Поповы, развалины поместья которых сохранились до сих пор. | Использовать приемы показа (предварительный осмотр, наглядность) и рассказа (экскурсионной справки).
|
ГУО «Прилепский УПК детский сад-средняя школа» | Народный краеведческий музей «История Прилепщины» |
30 |
1 сентября 1980 года, открыт музей боевой и трудовой славы. 3 июля 2010 года состоялось торжественное открытие музея после реконструкции. Экспозиция называется “История Прилепщины”. Она состоит из следующих разделов: 1) История Прилепского края (археология, освоение территории), 2) Минералогия, 3) История школы, 4) История колхоза, 5) Прилепское подполье и партизаны, 6) Диарама минский “котёл”, 7) Они вернулись победителями, 8) Герои Советского Союза – уроженцы Смолевичского района, 9) Афганистан в судьбах наших земляков, 10) Вспомним их поимённо, 11) Интересные страницы, 12) Этнография. (Одежда. Орудия труда. Быт.).
|
В школьном музее экскурсию проводит руководитель музея, или юные экскурсоводы, члены объединения по интересам «Юные экскурсоводы».
Экскурсии проводятся бесплатно. |
Завершение экскурсии |
5 |
Подведение итогов экскурсии.
Ответить на возникшие вопросы, поблагодарить за внимание. |
Завершение экскурсии должно быть ярким, лаконичным.
Обратить внимание участников экскурсии на необходимость знать, изучать и пропагандировать историю своей малой родин |
Фото 1.Раскопки прилепского городища Фото 2.Вид д.Прилепы с Замковой горы
Фото 3. Отец Иоанн Фото 4.Свято-Георгиевская церковь начала XX в.
(Иван Дмитриевич Пашин)