Каталог методических материалов

«Родительские университеты»

 ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ С ПОДРОСТКАМИ

Подростковый период – это обострение кризиса отношений взрослых и детей, который проявляется, учитывая социальную ситуацию развития, на таких полях взаимодействия, как “подросток – подросток” и “подросток – взрослый”. В роли взрослых выступают учителя и родители, с которыми чаще всего возникают конфликты. Таким образом, конфликтное взаимодействие происходит в трех взаимосвязанных системах: “подросток – родители”, “подросток – учителя” и “подросток – подросток”.

Общение подростков со сверстниками – особая сфера их жизни. Иногда оно становится настолько интересным, что отодвигает на задний план обучение, уменьшает привлекательность общения с близкими, хотя психологические механизмы такого влияния часто бывают непонятны учителям и родителям. Конфликтные отношения подростков между собой основываются на борьбе за лидерство. Основными факторами конфликтного поведения выступают уровень притязаний, самооценка и статус.

Отношения подростков и педагогов сопровождаются конфликтами деятельности, отношений и поведения. Педагогические конфликты имеют особенности, связанные со спецификой учебной деятельности, отличиями в статусе и возрасте сторон. Конструктивное поведение учителя в конфликте предусматривают верное определение своей позиции, опору на отношения с родителями, использование влияния класса и педагогического коллектива, уважение к личности подростка, использование рекомендаций по оптимизации взаимодействия с учеником .

Конфликты подростков и родителей обусловлены деструктивностью внутрисемейных отношений, недостатками в воспитании, индивидуально-психологическими изменениями в психическом развитии подростков и индивидуальными особенностями самих взрослых. Конфликтное поведение подростков возникает тогда, когда не учитываются индивидуальные особенности, возрастные изменения в психике, когда не меняются форма и содержание общения взрослых. Неконфликтным отношениям взрослых и подростков благоприятствует повышение педагогической культуры родителей, организация семьи на коллективной основе, подкрепление вербальных требований интересом родителей к внутреннему миру их детей.

Нельзя отрицать, что у человека может сформироваться своеобразное тяготение к периодической драматизации отношений и усилению межличностного напряжения. Это тяготение к эмоциональному напряжению нередко оценивается окружающими как своего рода потребность в конфликтах. Однако оно не осознается самим человеком, а его возникновение связано с глубинными потребностями личности и трудно поддается коррекции .

В качестве еще одной основы конфликтности выступает неадекватность сформировавшихся представлений о других, завышенная самооценка, которая не отвечает реальным возможностям человека, тенденция к самоутверждению за счет других. В этих случаях возможно возникновение стойкой ориентации на преимущественное восприятие негативных качеств окружающих, преобладание в отношениях негативных оценок.

Конфликтность предусматривает определенный уровень психической напряженности. Он может быть разным для разных людей, что связано с уровнем психологической устойчивости человека. Психически стойкие и психически нестойкие люди в сложных ситуациях ведут себя по-разному. У психически неустойчивых подростков отсутствуют эффективные способы преодоления преград, поэтому иногда наблюдается явление самоиндукции негативного эмоционального напряжения: дезорганизованное поведение усиливает стрессовое состояние, которое еще больше дезорганизует поведение, что ведет к возникновению “волны дезорганизации”.

Компоненты конфликтности имеют следующий вид:

-эмоциональный компонент (состояние личности в ситуации межличностного взаимодействия, неумение управлять своим эмоциональным состоянием в предконфликтных и конфликтных ситуациях);

-волевой компонент (неспособность личности к сознательной мобилизации сил и самоконтролю);

-познавательный компонент (включает уровень восприятия провокационных действий оппонента, субъективность, неумение анализировать и прогнозировать ситуацию);

-мотивационный компонент (отражает состояние внутренних побуждающих сил, которые не благоприятствуют адекватному поведению в конфликте и решению проблемы);

-психомоторный компонент (неумение владеть своим телом, управлять жестикуляцией и мимикой).

Основные правила, которые необходимо учитывать взрослым при взаимодействии с подростками

  1. Правила, ограничения, требования, запреты, обязательно должны быть в жизни каждого подростка. Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. Если ограничения 2 страница отсутствуют, это значит, что взрослые идут на поводу у ребёнка, допуская попустительский стиль воспитания, отнюдь не лучший.
  2. Но! Правил, ограничений, требований, запретов, не должно быть слишком много, и они обязательно должны быть гибкими. Это правило предостерегает от другой крайности – воспитания в духе «закручивания гаек», авторитарного стиля общения.
  3. Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка (потребностью в движении, познании, упражнении, общении со сверстниками, мнение которых он часто уважает больше, чем мнение взрослых).
  4. Правила, ограничения, требования, запреты, должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать, одним словом, начинают успешно манипулировать взрослыми.
  5. Тон, которым сообщено требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.
  6. О наказаниях. От ошибок никто не застрахован, и настанет момент, когда Вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение подростка. Помните, что степень наказания должна соответствовать серьёзности проступка, и здесь важно не переусердствовать. За один проступок наказываем один раз, а не припоминаем бесконечно чужие ошибки.

Необходимо выстраивать со своим ребёнком добрые, по возможности доверительные отношения. Чтобы этого достичь, нужно:

  1. Беседовать с подростком дружелюбно, в уважительном тоне. Сдерживать своё желание критиковать, а любой порыв ребёнка что-либо с Вами обсудить, поощрять. Демонстрируйте уважение к подростку, как к личности.
  2. Быть одновременно твердым и добрым. Взрослый должен выступать в роли не судьи, а советчика.
  3. Снимать излишний контроль. Контроль над подростком требует особого внимания взрослых. В случае гиперконтроля ответный гнев не приведёт к успеху, а скорее испортит отношения.
  4. Поддерживать подростка. В отличие от награды поддержка нужна ребёнку даже тогда (и в первую очередь тогда), когда он не достигает успеха.
  5. Иметь мужество. Изменение поведения требует практики, времени и терпения.
  6. Демонстрировать доверие к подростку и уверенность в нем.

Как не стать его врагом?

  1. Главное в отношениях с подростком – ничего не «играть», а почувствовать настоящую готовность подстраиваться под постоянно меняющиеся ситуации и настроения, иметь гибкую позицию по отношению к мнениям и взглядам ребёнка и уважать любые проявления его личности.
  2. Время безоговорочного авторитета взрослых безвозвратно ушло, поэтому командовать и руководить больше не получится. Эта тактика обречена на проигрыш. Вместо этого регулятором отношений будет являться ваш авторитет, статус и конкретные действия.
  3. Одной из особенностей подросткового возраста является потребность в риске, чаще всего продиктованном желанием самоутвердиться. Это трудно принять, но единственный способ избежать больших проблем – быть готовым открыто обсуждать эти темы с ребёнком, говорить с ним на его языке и вместе находить иные пути для самоутверждения.
  4. Важным будет умение сохранять чувство юмора и оптимизм. Подросток воспринимает многое из происходящего с ним с большой долей трагизма. Поэтому ваше умение разрядить ситуацию может сыграть здесь роль «громоотвода». Только не нужно высмеивать ребёнка или подшучивать над его чувствами. А вот посмотреть на любую ситуацию с позиции позитива буде полезно.
  5. Если подросток захочет задать вопрос об отношениях с кем бы то ни было или спросить о том, что его волнует, не отказывайте ему в совете, но помните, что каждый вправе поступить так, как считает нужным.

Правила «заключения» договоров с подростком:

  1. Договариваться нужно «на берегу» – до того, как ребёнок пойдёт гулять, в гости к друзьям, и т.д. Если Вы не успеете договориться во время – поезд ушёл. Бессмысленно требовать от ребёнка то, о чём заранее не договаривались.
  2. Сразу определить что является «штрафом» несоблюдения договора. Лучше всего штрафом выбрать уменьшение часов на встречи и прогулки с друзьями или проведение времени в Интернете, или наказание в виде непосещения любимого кружка, спортивной секции. Помните – ограничивая ребёнка, Вы повышаете значимость того, в чём ему отказываете.
  3. В случае несоблюдения договора, Вы жёстко (не жестоко, а твёрдо и уверенно) напоминаете ребёнку об условиях договора и снова спокойно проговариваете вслух условия вашего договора («Спокойствие, только спокойствие», как говорил Карлсон). После этого Вы назначаете день, в который вступает в действие заранее оговоренный «штраф»: без эмоций, без торжества, без сожаления, без мстительных ноток в голосе (зачем эмоции – Вы же взрослый, опытный человек, который уже прошёл подростковый период и умеет себя сдерживать).

Что нельзя говорить ребенку

  • Остерегайтесь говорить подростку: «Ерунда, не стоит внимания». Подростки воспринимают окружающее гораздо острее, они еще не привыкли к мелким подлостям жизни. То, что кажется вам пустяком, для них может стать трагедией.
  • Избегайте фраз, которые можно истолковать буквально. Фразу «И зачем я тебя родила?» подросток может воспринять как то, что вы хотите его смерти.
  • Подросток должен быть уверен, что его любят, несмотря на то, что он делает что-то не так. «Меня не устраивают твои поступки, но не ты сам» – вкладывайте этот смысл во все ваши выговоры.
  • Даже в порыве гнева не говорите вашему ребенку, что вы от него устали, что он вас раздражает, и самое страшное – что вы его ненавидите… Не срывайте на подростке злость. В период полового созревания его нервы постоянно на пределе. Вашу ругань он может принять как сигнал «уйти навсегда». Что будет с вами?

Прислушайтесь к советам своих детей!

Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня, чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха – поймут все без труда.

Слова порой запутаны, пример же – никогда.

Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провел.

Добро увидеть в действии – вот лучшая из школ.

И если все мне рассказать, я выучу урок.

Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить и умным словесам.

Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет.

Зато пойму как ты живешь: по правде или нет.

«Родительские университеты»

Вред курительных смесей СПАЙС

Спайс

Сегодня на многих сайтах можно увидеть рекламу чудесного травяного сбора, предназначенного для курения – спайс. Продавцы обещают повышенную работоспособность, легкость во всем теле, хорошее настроение и многое другое. Вот только они умалчивают об одном небольшом обстоятельстве – эта травяная смесь является одним из самых опасных курительных наркотиков.

Спайс

Спайс является травяным курительным сбором, который появился в разных странах Европы в период с 2004 по 2006 года. Вначале курительные смеси купить можно было совершенно легально, в основном через интернет магазины, но нередко его можно было увидеть и в обычных магазинах. Нередко его даже классифицировали как безвредные благовонья, просто помогающие человеку расслабиться после тяжелого трудового дня. И люди действительно верили. Приобретая эти «благовонья», они «расслаблялись» после работы. Разумеется, особенно быстро и легко Spice признали молодые люди – школьники и студенты. И на них же пришелся основной удар, когда до конца выяснился состав этой курительной смеси, а также последствия его применения. Однако для многих тысяч подростков по всей Европе было уже слишком поздно…

Курительные смеси Spice

Многие продавцы, предлагая спайс купить, утверждают о его полной безвредности, в первую очередь напоминая, что он состоит исключительно из трав, без химических добавок, а ведь в природе нет ничего вредного для человека. Вот только утверждение это является правдивым лишь отчасти. Достаточно вспомнить марихуану, многие виды грибов, содержащих галлюциногены и огромное количество других совершенно натуральных продуктов, прием которых нередко оканчивается смертью экспериментатора.
Вообще же этот курительный микс содержит в своем составе такие растения, как бэйбин, голубой лотос, карликовый шлемник, львиный хвост, розовый лотос и многие другие вещества. Казалось бы – совершенно невинная подборка растений с красивыми и даже романтичными названиями. Вот только КАЖДОЕ из этих растений содержит сильнейшие галлюциногены. Большинство из них произрастают на территории южной Азии и Америки, как Южной, так и Северной. И практически все в свое время использовались аборигенами в качестве наркотиков. Какой же эффект получается когда какой-то умник смешивает все эти вещества страшно и подумать.

Запрет курительных смесей спайс

На территории Европы довольно долго размышляли о том, является ли необходимым вводить запрет на курительные миксы Spice. И это стоило жизни дополнительным тысячам людей, в основном школьникам и студентам. И все же большинство стран Европы – Германия, Великобритания, Австрия, Люксембург, Швеция, Франция и многие другие ввели запрет на продажу этого наркотика. Большинство запретов вступили в силу в 2009 году.
Что ж, в России продажа спайса также была запрещена в 2009 году. Вот только соблюдение этого запрета можно поставить под серьезное сомнение – продажа курительных смесей продолжается во многих магазинах, просто не выставляя его на показ, а предпочитая прятать под прилавком. В интернет магазинах их даже не считают нужным скрывать или маскировать – достаточно вбить в любом поисковике название курительной смеси, чтобы получить немало сайтов, предлагающих купить её. Видимо некоторые люди с самых верхов не считают нужным действительно следить за распространением наркотиков. И это стоит жизни все новым и новым подросткам, которые покупаются на красивые обещания и в результате оказываются похоронены в закрытых гробах.

Вред курительных смесей спайс

Сегодня вред курительных смесей можно даже не ставить под сомнение. Слишком много жизней унес спайс. Про количество порушенных судеб можно и не говорить – оно измеряется тысячами, а может быть и десятками тысяч.
Чтобы понять весь вред спайса следует представить, что сам наркотический эффект этой смеси превышает эффект обычной конопли. Кроме того, новая курительная смесь наносит ещё более страшный удар по здоровью человека. Так получается, что под ударом оказывается ВЕСЬ организм без исключения. Ведь ядовитые вещества попадают через легкие в кровь. А уже      она разносит яд по всему человеческому телу. Разумеется, удар наносится и по печени – пытаясь защитить остальной организм, она принимает немалую часть яда именно на себя, осаживая его в себе. Кроме того, капилляры мозга, пытаясь не пропустить яд к «основному центру управления», резко сужаются. В результате кровь просто не может снабжать кровь кислородом. Как и любые другие клетки, клетки мозга, лишенные кислорода, просто погибают. Именно этот эффект и нравится подросткам – возникает ощущение легкости и беззаботности. Да, легкость наступает. Но стоит ли платить за несколько часов «счастья» своим мозгом?
Но самое страшное даже не то, как спайс воздействует на мозг. Ведь кровь доставляет яд и к половым органам. В результате многие люди, на протяжении нескольких лет активно курящие смеси, мучаются импотенцией. У девушек совершенно сбивается гормональный баланс – основным симптомом этого является изменение менструальных циклов. В ряде случаев это приводит к бесплодию. Поэтому каждой девушке следует всерьез задуматься, прежде чем впервые попробовать spice, и решить, что же является для неё более приоритетным – получить несколько часов сомнительного удовольствия или же в будущем иметь возможность создать нормальную семью.

Последствия курения спайса

Вообще вред курительных смесей типа спайс перечислен выше. Но полезно будет знать и о том, какие последствия имеет курение этого наркотика. Как уже говорилось, удар наносится по всему организму и каждому органу в отдельности. Но это ещё не все.
Нередко в результате курения у человека возрастает артериальное давление. Причем возрастает настолько стремительно, что только опытный врач, прибывший через считанные минуты, сможет спасти его. Нередко можно наблюдать выпадение волос, как у девушек, так и у парней. Причем волосы выпадают удивительно стремительно, оставляя на месте роскошной гривы волос голову, лысую как колено.
Суицидальные мысли становятся постоянными спутниками тех, кто употребляет спайс. В состоянии «кайфа» люди не раздумывая могут выпрыгнуть в окно или же шагнуть под колеса грузовика. Нередко сама смерть даже не является целью этого действия. Причиной этих действий являются мощнейшие галлюцинации, которые могут как напугать наркомана до такой степени, что он решается на что угодно, лишь бы прекратить это, либо просто привлечь в опаснейшие места.
Немаловажно и то, что именно spice очень часто является лишь первым шагом. Как первый глоток пива приводит многих людей к вину, водке, самогону и денатуратам, так и спайс приводит своих почитателей к кокаинугероину, ЛСД и коаксилу.
Не стоит забывать – каждый организм удивительно индивидуален. И если ваш знакомый уже курил эту смесь пять-шесть раз, не имея никаких видимых (пока не имея!) последствий для организма и здоровья, это не значит, что ваше первое курение не окончится трагедией.

 «Родительские университеты»

«Друзья Детей»

Родителей часто волнует проблема дружеских отношений ребенка со сверстниками. Обычно они переживают, что их ребенок либо ни с кем не дружит, либо дружит не с тем, с кем надо.

Проблемы с друзьями обычно возникают у застенчивых детей. Действительно, застенчивые и робкие дети чаще, чем агрессивные, страдают от изоляции. Поэтому очень стеснительному и замкнутому ребенку нужна помощь взрослых, чтобы наладить общение. При благоприятной обстановке в классе такой ребенок постепенно находит себе подходящего товарища и чувствует себя вполне комфортно.

Иногда очень общительных родителей тревожит, что их ребенок не стремится активно общаться со сверстниками, у него мало друзей. Но одним надо много друзей, чтобы чувствовать себя счастливым, а другим достаточно одного друга. Согласно исследованиям психологов, хотя бы одна взаимная привязанность в классе делает ребенка более уверенным в себе и обеспечивает ему более комфортное существование в коллективе по сравнению с ребенком, которого выбирают многие, но не те, кого выбирает он. Наличие друзей – весьма важная составляющая эмоционального благополучия ребенка. Независимо от возраста друг для ребенка – это тот, с кем интересно, кто поддержит, с кем можно вместе что-то делать, это чувство, что ты не один и кому-то интересен. Взрослея, ребенок вкладывает в понятие дружбы более серьезные и глубокие отношения.                  Родители обычно расстраиваются, если те, кого их ребенок называет друзьями, обижают его, пренебрегают им, не дорожат дружбой. Если родителям не нравятся друзья их ребенка, то не стоит настаивать на прекращении отношений и постоянно критиковать друга или подругу. Имеет смысл обратить внимание ребенка на отрицательные стороны сверстника и предоставить ему самому решать, поддерживать ли эти отношения дальше. Иногда достаточно как бы между прочим спросить: «И что же, Петя тебя не подождал?», «А Таня тебя чем-нибудь угостила?», чтобы ребенок задумался о том, как друзья относятся к нему. Бывает, что ребенок сохраняет унизительные для него отношения от безысходности. Например, на даче ему не с кем больше общаться, и он рад любому компаньону. А другой ребенок понимает, что от него зависят, и пользуется этим.

Как показывает практика, у активно отвергаемых одноклассниками детей обычно нет устойчивых дружеских отношений и вне школы. Однако если непопулярный в классе ребенок имеет возможность общаться со сверстниками помимо школы – во дворе или кружках, где его принимают и ценят, – то отсутствие признания в школе его не травмирует.

ВЫЧИСЛИТЬ ПЛОХОГО ДРУГА

Понаблюдайте за новым другом вашего ребенка. Если в его поведении читаются серьезные внутренние конфликты, нравственные ценности идут в разрез с общепринятыми, это повод для беспокойства. Бойтесь хулиганов. «Подростки склонны к большему риску, если они находятся в компании», – рассказывает психолог Лоуренс Стейнберг, профессор Университета Темпл (Филадельфия), автор книги «Вы и ваш подросток: Основные проблемы в возрасте от 10 до 25». Он исследовал активность головного мозга подростков в процессе компьютерной игры, имитирующей автомобильные гонки. Сначала он изучал работу мозга, когда ребенок играет в одиночестве. Потом – в группе. «Когда друзья были рядом, подросток шел в игре на более рискованные маневры, например, ехал на красный свет, врезался в стену или другие машины, – делится психолог. – Сканирование показало, что та область головного мозга, которая реагирует на награды и поощрение, была более активна, если рядом с подростком были сверстники».

Подростки-карьеристы также могут оказывать негативное влияние на своих друзей. «Дети, у которых ярко выраженное желание прославиться, более агрессивны», – говорит социолог Роберт Фэрис, профессор Калифорнийского Университета в Дэвисе. Он исследовал 3700 детей от 8 до 10 лет, изучая, как желание стать известным связано с психологическим подавлением сверстников, которые готовы ради достижения своей цели перешагнуть через друзей.

«Они рассматривают агрессию как способ поддержания своего социального статуса», – заключает профессор. Такие подростки унижают и запугивают детей младше и слабее себя. «Это заразно, – предупреждает Фэрис. – Детей, которые с успехом борются за популярность, проявляя свою агрессивность, – треть, но большинство агрессивных детей лишь мечтают прославиться, кроме того, самые беспринципные из них те, кто уже отчаялся победить в честной борьбе».

КТО ДРУГ ТВОЕГО РЕБЕНКА

Задуматься о том, хорошими или плохими будут друзья у вашего ребенка-подростка, стоит… задолго до достижения им переходного возраста.

Появление плохого друга – симптом, который иллюстрирует отношения родителей с ребенком. Просто в какой-то момент они (отношения) перестали быть адекватными его (ребенка) возрасту. И если первая родительская реакция – запретить эту дружбу, значит, чаще всего речь идет о директивном стиле воспитания. Папа и мама уверены, что лучше ребенка знают, что для него хорошо, правильно и что ему следует делать. Требуя при этом полного подчинения и выполнения своих распоряжений. Получается, что они ему не доверяют, подавляя его желания, блокируя все начинания. Естественно, подросток компенсирует этот дефицит в общении со сверстниками, которых зачастую не одобряют его родители.

Но ребенок и в дружбе копирует модель, по которой выстроены отношения в его родительской семье. Если мама и папа видят, что их отпрыск поддается чужому влиянию, значит, родители относятся к нему излишне критично, понижая тем самым его уверенность в себе, мало интересуются его жизнью, не общаются с его друзьями.
Неуверенный в себе подросток будет самоутверждаться в компаниях одногодок. А это значит, что он может очутиться среди сомнительной публики, в которой для поддержания своего авторитета ему придется курить или пробовать алкоголь, вступать в ранние сексуальные отношения.

Что делать?
1. Доверительный разговор и никаких запретов, критики и запугивания. Ведь запрещать можно то, что поддается контролю. Кроме того, стоит учесть, что для подростка важнее мнение его друзей-сверстников, нежели родителей.
2.Признаться себе, что в воспитании ребенка были допущены недочеты, и разобраться, какая из потребностей сына (дочери) блокируется в семье.
3. Постараться трансформировать отношения в более партнерские, в которых учитываются интересы подростка и его желания.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В ВЫБОРЕ ДРУЗЕЙ

Необходимо знать всех друзей своего ребенка, особенно если вы опасаетесь негативного влияния с их стороны. Надо помочь организовать общение ребенку, создать соответствующее окружение. Мало просто отдать его в подходящий коллектив, приглашайте детей домой, по возможности познакомьтесь с их родителями. Самое главное, ненавязчиво создайте ребенку приемлемый круг общения (позаботиться об этом следует, пока ребенок еще маленький). Это могут быть дети ваших друзей, одноклассники, какой-либо клуб, кружок, секция, словом, любое общество, объединяющее людей со схожими интересами и доброжелательно относящихся друг к другу.

Задача родителей – не только поддержать ребенка, попавшего в непростую ситуацию, но и научить его взаимодействовать с окружающими. Не надо пытаться полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью невозможно. Важно научить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им. Ребенок должен уметь сказать «нет», не поддаваться на провокации товарищей, с юмором относиться к неудачам, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.

Проблема отвергаемых детей – это палка о двух концах. Никому из родителей не хочется, чтобы их ребенок стал жертвой, подвергался нападкам и травле со стороны окружающих. И в то же время вряд ли кто-нибудь захочет, чтобы его ребенок был инициатором травли другого.

Работать с родителями детей-зачинщиков или детей-преследователей непросто. Не каждый родитель может признать, что его ласковый, добрый ребенок может получать удовольствие, унижая сверстника.

Дети склонны объединяться против чем-то не угодившего им сверстника. Это называется «дружить против кого-то». Родителей расстраивает, что их ребенок поддается всеобщему настроению и совершает неблаговидные поступки. В этом случае им следует постараться объяснить ребенку, как его поведение выглядит со стороны, заставить его задуматься о чувствах жертвы. Стремящемуся к самостоятельности ребенку можно сказать, что в данной ситуации он ведет себя как мячик – куда пнули, туда и покатился. Никакого проявления собственной воли. А вообще умение противостоять коллективу приходит не сразу. Но именно давая возможность проанализировать собственное поведение, можно приблизить момент, когда ребенок перестанет поддаваться влиянию окружающих.

Надо объяснять ребенку, что недопустимо обзывать других, смеяться над ними – пусть поставит себя на их место. Надо учить ребенка считаться с мнением окружающих, находить компромиссы.

Если пострадавший родителям несимпатичен, не стоит «подливать масла в огонь», обсуждая это с ребенком. В конце концов, ребенок должен учиться терпимости и уживчивости.

В разговорах с ребенком или в его присутствии не следует давать оценки другим родителям, детям, учителям.

Достигнуть успеха в воспитании и обучении ребёнка можно только в тесном сотрудничестве семьи и школы.

«Родительские университеты»

 Игромания у подростков

Так что же такое игромания?

Что является причинами игромании и как от нее избавиться?

Игроманию или тягу к азартным играм относят к эмоциональным заболеваниям, с которыми справиться без помощи специалистов невозможно. Игромания значительно помолодела. Вначале она была характерна для людей зрелого возраста, посещающих игровые заведения или клубы. С появлением компьютеров почти в каждой семье начала развиваться зависимость от компьютерных игр у детей и подростков.

Игромания (лудомания) представляет собой болезненное состояние, которое характеризуется неуправляемой зависимостью от игры и сопровождается эмоциональными расстройствами, вплоть до депрессии.

Причины игромании

Основными причинами игромании является стресс, желание уйти от действительности, влияние окружающей среды, проблемы требующие немедленного решения и непосредственного участия человека, который не хочет ими заниматься и находит разрядку в азартных или компьютерных играх. У подростков это связано в первую очередь с конфликтами со сверстниками и в семье, со сложностями в школе, виртуальный мир для него белее безопасен чем реальный. Причины игромании могут быть разные, а результат всегда один – жинь превращается в настоящий кошмар, рушится весь привычный уклад жизни, все подчинено одной цели – игре.

Cимптомы патологического игрока:

  1. Поглощенность, озабоченность игрой (вспоминает о прошлых играх, планирует будущие ставки, думает о том, как найти деньги на следующую игру);

2.Играя, испытывает возбуждение и повышает ставки;

  1. Испытывает затруднения при попытках прервать игру или усилиях контролировать её ход;

4.Чувствует тревогу или раздражение при необходимости ограничить ставки или остановить игру;

5.Играет, чтобы убежать от своих проблем или поднять настроение (уйти от чувства вины, тревоги, депрессии);

  1. Предпринимает попытки отыграться на следующий день после проигрыша;
  2. Обманывает членов семьи или терапевта с целью скрыть истинную степень своей вовлеченности в игру;
  3. Совершает такие незаконные действия как подлог, обман, кража или растрата для финансирования игры;
  4. Рискует из-за страсти к игре Вызывает игрой риск потерять работу, близких друзей, возможность продвижения по службе или получения образования;
  5. Перезанимает деньги у друзей, знакомых, родственников, чтобы расплатиться с долгами, образовавшимися из-за игры.

Одержимый игрок обычно проходит через четыре стадии:

Стадия выигрышей – игра от случая к случаю, мечты о выигрышах, возрастающие ставки, большие выигрыши.

Стадия проигрышей – игра в одиночку, уходы с работы, крупные займы, неоплаченные долги, перезаклады, ложь.

Фаза отчаяния – испорченная репутация, разрыв с семьей, друзьями, раскаяние, перекладывание вины на других, паника, потеря работы, незаконные действия.

Безнадежная стадия – чувство безысходности, мысли о самоубийстве и возможные попытки, аресты, алкоголь, эмоциональное крушение и симптомы безумия.

Лечение игромании

Основным методом лечения игровой зависимости является индивидуальная комплексная психотерапия, которую с успехом можно проводить не в стационарных, а в амбулаторных условиях. В первую очередь применяется очень важный и эффективный способ – так называемая рациональная психотерапия, обращённая к разуму и основанная на разъяснении и доказательстве. Именно этот способ позволяет перестроить иррациональное мышление игромана, изменить его отношение к азартной игре и вернуть ему способность находить разумный выход из сложной жизненной ситуации. Для закрепления установки на полный отказ от азартной игры применяются способы психотерапии, основанные на внушении и самовнушении. Специальные методики и лекарственные препараты позволяют скорректировать психологическое состояние проблемного игрока и повысить его собственный контроль за патологическим влечением. Визит в клинику начинается с первичного лечебно-диагностического приёма, который длится два часа.

На нём врач подробно анализирует причины, приведшие к формированию игровой зависимости, объясняет, в чём заключается эта зависимость и как от неё избавиться, настраивает пациента на борьбу с этим недугом, даёт необходимые рекомендации и проводит специальное психотерапевтическое лечение. Уже после первичного лечебного приёма тяга к азартной игре заметно ослабевает.                                                              На индивидуальных лечебных сеансах достигнутый положительный эффект развивается и закрепляется. Для лечения игровой зависимости мы применяем авторские методики психотерапевтической коррекции, разработанные в нашей клинике, и индивидуально подобранные лекарственные препараты. Врач обучает пациента навыкам саморегуляции и самоконтроля, проводит семейную психотерапию. Комплексное лечение позволяет заблокировать игровую доминанту, освободить пациента от так называемого “игрового гипноза”, сформировать у него безразличие к азартной игре и восстановить психологическое состояние.

 Советы родителям по профилактике игровой зависимости

 Так как же быть, спросите вы. Махнуть рукой и ожидать от подростка личной сознательности, что он сам будет регламентировать время, проводимое за компьютером? В определенном смысле и это работает – предоставив ребенку самостоятельность в разумных пределах, мы тем самым показываем, что уважаем его и доверяем ему. Но есть и другие полезные советы родителям подростка:

У сына или дочери должен быть определенный круг обязанностей по дому. Очень полезный принцип: сделал дело – гуляй смело. Только не забывайте поблагодарить за проделанную работу. По возможности предлагайте ребенку различные занятия помимо школьных и положительно воспринимайте, если он что-то придумал сам. Да, это бывает недешево, но сейчас вновь появились кружки, стоимость которых символическая, а то и полностью бесплатные.

Найдите какие-то интересные дела, которые будут собирать вашу семью вместе.

Вспомните, во что вы играли в детстве, когда у вас еще не было компьютера. Найдите возможность хотя бы в выходной поиграть в такие игры с подростком, лучше всего – на свежем воздухе. Вполне возможно, вам удастся заинтересовать, таким образом, и друзей вашего ребенка. Это дополнительный бонус: вы будете знать, с кем он общается, и каким образом их компания проводит время.

Бесполезно в чем-то убеждать ребенка, если вы сами делаете наоборот. Это так же, как и с другими вредными привычками: трудно объяснить, что курить нехорошо, если сам родитель курит. Начните с себя: ваш энтузиазм и здоровый образ жизни вполне могут оказаться заразительными.

Кому-то эти рекомендации покажутся очевидными, кому-то наоборот – слишком сложными. Возможно, вы найдете свой собственный выход из ситуации, ведь все индивидуально. Но надо помнить, что всевозможные советы родителям подростков работают лишь в случае вашей искренней заинтересованности в поиске контакта с ребенком.

 «Родительские университеты»

КАК БОРОТЬСЯ С ДЕТСКИМ КУРЕНИЕМ?

Курение — очень вредная привычка. Выделяемый при курении никотин и другие яды отравляют организм, разрушают нервную систему, нарушают нормальное кровообращение, затрудняют дыхание, ослабляют память, снижают умственную и общую работоспособность. Тяжко сказывается курение на растущем детском организме, системы и органы которого еще недостаточно окрепли. Особенно неустойчивой является нервная система. На нее в первую очередь действует никотин. Ребенок делается раздражительным, рассеянным, забывчивым, жалуется на головные боли, плохо спит. Никотин оказывает отрицательное влияние и на пищеварение. У детей пропадает аппетит, появляется боль в желудке, может образоваться язва. Родители далеко не всегда понимают, что курение приносит гораздо больший вред, чем многие болезни, которым подвергается ребенок. Курение — это зло, и трудно перечислить все пагубные его последствия. В конце концов каждый курящий расплачивается за свою привычку здоровьем. Такие болезни, например, как туберкулез, рак легких, различные сердечные заболевания, бывают у курящих людей во много раз чаще, чем у некурящих. Виновниками того, что дети начинают курить, в большинстве случаев являются сами родители. Если отец курит, то и сын ему подражает, следует примеру старших.

В семьях, где родители не курят, и дети, как правило, не курят. В ряде случаев ребята начинают курить из желания казаться взрослыми. С большой тревогой относятся родители к болезням детей, с такой же тревогой они должны отнестись к стыдливым попыткам детей начать курить. Не допустить возникновения у детей этой вредной привычки, преодолеть первые признаки ее появления — должно быть заботой родителей. Если интерес к курению

появился у ребенка как подражание родителям, то ради здоровья детей, не говоря уже о своем собственном здоровье, следует перестать курить. В этом случае разговор с детьми о вреде курения будет убедительным. Не просто запретить, а на собственном примере убедить ребенка в том, что курение не признак силы, а признак слабости, что сильная воля проявляется в умении преодолевать дурные привычки. И в заключение приведем пример, как педагогический такт родителя оказал влияние на юного курильщика. Мальчики-семиклассники, школьные приятели сидели на крыльце дома и курили отцовские сигареты. Зная, что дома никого нет, они, бравируя, позировали друг перед другом, “наслаждались” густым дымом. И так увлеклись, что не заметили возвращения с работы отца.

Когда он их поймал на горячем,  делать было нечего, оставалось только сдаваться с поличным. Но стыд поборол рассудок, и они сорвались с места и убежали куда глаза глядели. Один из друзей почти до поздней ночи перебирал в голове всякие варианты отговорок и объяснений, все никак не решался идти домой. Друг все успокаивал его и подбадривал, что, мол, ничего страшного в их поступке нет. Первый же был уверен, что наказание неотвратимо. Но когда же он все-таки пришел домой, отец, как ни в чем не бывало, разговаривал с ним на темы, совсем не связанные с курением. Мальчику было очень стыдно перед отцом, но он тоже не подавал виду, хотя внутри его горел костер переживаний. “Лучше бы отец выругал, или даже наказал”, – думал он, но никаких наказаний не последовало. Тогда мальчик дал себе слово, что больше никогда в жизни курить не будет. И это слово он сдержал.

«Родительские университеты»

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ

Как строить общение с детьми

  1. Совместно ВИДЕТЬ ситуацию, совместно СТРЕМИТЬСЯ к ее разрешению, совместно ДЕЙСТВОВАТЬ в решении проблемы.
  2. ПОНИМАТЬ, что в самом малом возрасте ребенок – не объект воспитательных воздействий, а союзник, созидатель и творец общей семейной жизни.
  3. РАЗДЕЛЯТЬ с ребенком все цели и планы семьи, открыто обсуждать проблемы в подлинном диалоге.
  4. УСТАНОВИТЬ равенство позиций в общении с ребенком. Равенство позиций позволяет принятие и признание ребенка.
  5. ПРИНЯТЬ неоспоримый факт того, что дети оказывают несомненное воспитывающее воздействие и на самих родителей, поднимая их до «тонких истин детства».
  6. НАУЧИТЬСЯ видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей.
  7. СТРОИТЬ ОБЩЕНИЕ с ребенком, основываясь на постоянном желании познавать своеобразие его индивидуальности и происходящие в нем изменения.

Правила общения с ребёнком

  1. Можно выражать недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.
  2. Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными они ни были. Раз они у него возникли, для этого есть основания.
  3. Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
  4. Выражение недовольства действиями ребенка не может быть систематическим, иначе оно перестает восприниматься.
  5. Старайтесь не присваивать себе эмоциональные проблемы ребенка.
  6. Позволяйте ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий, или своего бездействия. Только тогда он будет взрослеть, и становиться сознательным.
  7. Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогайте ему, но при этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте ребенку выполнить самому.
  8. Если ребенок своим поведением вызывает у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
  9. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит вас об этом.
  10. Чтобы избежать дальнейших проблем и конфликтов, соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.

Правила благоприятных взаимоотношений родителей с ребенком

  • Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
  • Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.
  • Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.
  • Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.
  • Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.
  • Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
  • Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.
  • Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.
  • Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.
  • Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.
  • Признавайте права ребенка на ошибки.
  • Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.
  • Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
  • И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда вам будет понятнее, как вести себя с ним.

Когда ребёнку обидно

  • Обидно, когда все беды валят на тебя;
  • Обидно, когда успехи твои остаются незамеченными или приписываются другим;
  • Обидно, когда тебе не доверяют;
  • Обидно, когда другому, а не тебе, поручают то, что ты можешь сделать хорошо;
  • Обидно, когда другие заняты чем-то интересным, а тебя заставляют продолжать надоевшее, унылое занятие;
  • Обидно, когда из третьих рук узнаешь о себе «кое-что новенькое»;
  • Обидно, когда тебя в чем-нибудь подозревают, а ты не имеешь возможности оправдаться;
  • Обидно, когда о тебе попросту забыли за своими заботами.

К чему приводят обиды

Обиды, внезапно возникающие и медленно накапливаемые, могут привести:                                                                   

  • к стремлению «уйти в себя»;
  • к изолированности;
  • к отчуждению во взаимоотношениях;
  • к стремлению «выяснить отношения», что может перерасти в конфликт;
  • к стремлению представить окружающую обстановку в «черных тонах»;
  • к еще большему перевесу эмоционального над рациональным;
  • к повышению нервно-психической напряженности;
  • к снижению активности;
  • к фокусированию познавательной активности на объекте обиды и, как следствие, к ограничению возможностей правильно оценивать поступающую информацию.

Рекомендации для родителей

Как правильно сделать ребёнку замечание

Прежде, чем сделать замечание, поставьте перед собой следующие вопросы:

  1. В каком состоянии сейчас нахожусь?
  2. Чего я добьюсь своим замечанием?
  3. Хватит ли времени, чтобы не только отругать, но и разъяснить, почему нельзя делать то или иное?
  4. Не прозвучит ли в голосе: «Ага, попался!»?
  5. Не явится ли мое замечание «сто первым» по счету? Хватит ли у вас на все это выдержки и терпения? Если нет, не делайте замечания!

 «Родительские университеты»

ПРОФИЛАКТИКА РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Десять подсказок родителям:

как понять поведение ваших подрастающих детей

  1. Рискованные поступки являются нормальной частью взросления подростков. С их помощью молодежь обычно определяет и развивает свою индивидуальность. Разумный риск является ценным опытом.
  2. Разумное рискованное поведение, положительно влияющее на развитие молодежи, включает спортивные состязания, развитие художественных и созидательных способностей, добровольную деятельность, путешествия, школьные инициативы, поиск новых друзей, конструктивный вклад в семью или общество и другие. В любом из этих видов деятельности существует вероятность неудачи. Родители должны осознавать это и поддерживать своих детей в случае неудачи.
  3. Негативное рискованное поведение, которое может быть опасным для молодежи, включает употребление спиртных напитков и наркотиков, курение, нарушение правил уличного движения, опасные сексуальные действия, беспорядочную еду, нанесение повреждений самому себе, уход из дома, воровство, участие в деятельности шайки и другие.
  4. Неразумное рискованное поведение может проявиться как бунт или жест недовольства, направленный против родителей. Однако рискованные поступки, разумные или неразумные, просто являются частью усилий подростков в поисках своей идентичности путем самоопределения и отделения от других, включая родителей.
  1. Иногда поведение молодежи бывает обманчивым. Подростки могут честно пытаться совершить поступок, связанный с разумным риском, который оборачивается опасными последствиями. Например, многие взрослеющие девочки не замечают ловушки, чрезмерно увлекаясь диетами, и неупорядоченная еда в некоторых случаях приводит к полному расстройству питания. Родителям следует быть хорошо информированными, чтобы помочь своим детям в этой борьбе.
  2. К числу настораживающих признаков опасного рискованного поведения молодежи принадлежат такие психологические проблемы, как длительная депрессия или тревога, выходящие за пределы типичной для подростков смены «настроений», проблемы в школе, вовлечение в противозаконные действия и целый ряд неразумных рискованных поступков. Например, курение, выпивка и нарушение правил уличного движения могут происходить в одно и то же время, равно как и нарушение питания и нанесение себе телесных повреждений или бегство из дома и воровство.
  3. Поскольку молодежь испытывает потребность в рискованных поступках, родители должны помочь им научиться отличать разумный риск от неразумного. Разумные рискованные поступки важны не только сами по себе, они помогают предотвратить неразумные рискованные поступки.
  4. Для объяснения своих неразумных рискованных поступков молодежь часто ссылается на примеры друзей и семью, включая родителей. Родители часто помалкивают о собственных рискованных поступках и экспериментах. Однако очень важно найти способы поделиться этой информацией с подростками, чтобы она служила им моделью поведения и чтобы они знали, как исправить ошибки. Это воодушевит их на более разумный выбор по сравнению с тем, который сделали родители в пору своей молодости.
  5. Молодежь ищет у своих родителей совета и примера того, как оценить положительный и отрицательный исход рискованного поступка. Родителям необходимо помочь своим детям научиться оценивать риск и предвидеть последствия своего выбора, а при необходимости – направлять энергию подростков на разумную деятельность.
  6. Родители должны постоянно обращать внимание и на собственное поведение. Подростки наблюдают и подражают им, даже не осознавая это.

Рекомендации для родителей

по предотвращению ухода детей из дома

  • Не допускайте, чтобы споры перерастали в словесные битвы. Большинство угроз, связанных с побегами, являются последним аргументом ребёнка в жарком споре с родителями. Поэтому старайтесь не спорить до такой степени, когда вы и ребёнок запугиваете друг друга.
  • Никогда прямо или косвенно не предлагайте побег из дома как один из вариантов решения проблемы. Не провоцируйте ребёнка на побег из дома и не попрекайте его неспособностью жить вне семьи. Объясняйте, что хотите, чтобы он жил вместе с вами, потому что любите его, а не потому, что должны заботиться о нём.
  • Всегда принимайте всерьёз любую угрозу ребёнка относительно побега из дома. В подавляющем большинстве ситуаций ребёнок, угрожающий убежать, не может покинуть свой дом. Просто он чувствует себя отвергнутым, или ему не совсем комфортно у себя дома. Угроза убежать, в сущности, выражает потребность в признании, любви и благосклонном отношении. Если не обращать внимания на такую угрозу, то подросток может не только почувствовать себя вдвойне отвергнутым, но и ощутить двойную решимость совершить побег или сделать что-то нехорошее. Поэтому никогда не высмеивайте, не отрицайте и всегда воспринимайте всерьёз угрозу побега. Немедленно сообщите ему спокойно и твёрдо, что не хотите этого побега, что это будет большим несчастьем для вас, и вы сделаете всё возможное, чтобы этого не случилось.
  • Предложите ребёнку другие пути решения. Когда ребёнок откровенно высказывает угрозу побега, спросите, нет ли другого выхода из этой проблемы. Если у него нет альтернатив, нужно дать ему возможность побыть некоторое время отдельно от семьи, посетить какого-нибудь родственника.
  • Без колебаний начинайте предпринимать меры, когда увидите, что побег произошёл. Часто родители думают, что пройдёт время и ребёнок остынет и вернётся. Эта тактика основана на благих намерениях, но всё же рискованна. Каждую минуту, когда ребёнок думает, что за него никто не беспокоится, его переполняют отрицательные эмоции. Некоторые добровольно возвращаются домой, но они подвергают себя большой опасности. Так что нужно сразу начинать действовать.
  • Когда ребёнок вернётся домой, выразите свою любовь к нему и радость, что он вернулся. Убедите вашего ребёнка, что он нужен вам независимо от того, какие проблемы возникли в ваших отношениях.
  • При любой возможности старайтесь избегать наказания ребёнка за побег из дома. Наиболее вероятно, что он будет чувствовать смущение оттого, что ему не удалось остаться самостоятельным, и сожаление, что вам пришлось переживать за него. Расценивайте такую обстановку как сигнал, что с вашей стороны необходимо больше уделять внимания ребёнку, и ищите подходы.

 «Родительские университеты»

Типичные ошибки при выборе профессии

«Самая большая ошибка при поиске работы – не знать, на что ты способен, и это в такой области, от которой зависит ваше будущее благополучие», — писал Дейл Карнеги.

Любой человек в своей жизни постоянно принимает какие-то решения, делает различные выборы. В жизни очень мало вещей, которые люди сами не могут выбирать. Мы не можем изменить дату своего рождения, не можем выбрать себе другое тело, поменять себе родителей, или тот век, в котором родились и живем. Все остальное в жизни в той или иной мере зависит от нашего собственного выбора.

Есть решения, которые не влияют на нашу жизнь и ничего особенного в ней не меняют. Их мы принимаем каждый день. Каждый день человек осуществляет массу различных выборов, выбирая, надеть ту вещь или другую, съесть тот или иной продукт на завтрак, сделать или не сделать что-то. Но есть и другие решения — важные, существенные, которые могут изменить весь ход жизни человека. И очень важно, принимая такие решения, сделать правильный выбор.

Одним из наиболее ответственных выборов, определяющих судьбу человека, так же как и выбор своей половинки в жизни, а может быть, даже и ответственнее, является выбор профессии.

Из огромного множества профессий выбрать одну, да еще такую, чтобы душа к ней лежала всю жизнь, довольно трудно. Велика вероятность ошибки. Конечно, от них не застрахован никто, но хочется, чтобы эта вероятность была как можно меньшей.

Конечно, профессию всегда можно поменять. Однако такой шаг сделать непросто. Он может быть связан у человека с переживаниями, мучительными сомнениями, потерей времени и сил. Если же самый первый выбор был неслучайным, то исправлять его не потребуется вовсе. Или можно будет обойтись незначительными поправками. Этого можно будет избежать, если правильно выбрать профессию.

Последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. Смена профессий, неудовлетворенность работой часто оказываются следствием ошибок, совершаемых человеком еще при выборе своего профессионального пути. Отказ от нелюбимой работы ставит человека перед выбором новой профессии. А ошибка, совершенная во второй раз, порождает у человека неверие в свои силы и возможности.

К неправильному выбору профессии может привести множество  причин, и поэтому все ошибки, допускаемые человеком, можно разделить на три группы:

– незнание мира профессий,

– незнание самого себя,

– незнание правил выбора профессии.

Предубеждения.

Первая причина — незнание мира профессий заключается в слабой информированности многих людей о мире профессий, неверных представлениях о характере и условиях труда в конкретной профессии. предубеждениях в отношении престижности профессии. Представления о профессиях часто бывают неполными, искаженными (незнание требований профессии к человеку, превратные представления об условиях работы, оплате труда и т. д.). Каждый должен быть хорошо осведомлен о том, какие профессии существуют в обществе, какие требования они предъявляют к способностям человека.

В отношении ряда профессий существуют предубеждения, которые заключаются в том, что одни виды деятельности воспринимаются как престижные, в то время как некоторые другие воспринимаются как «непрестижные». Список этих профессий может меняться в течение одного или нескольких поколений.

Какие профессии наиболее престижны у молодежи? Об этом можно судить по конкурсу абитуриентов в учебные заведения. Всеобщий интерес к экономике, психологии и юриспруденции в последние годы вызвал значительный приток абитуриентов на экономические, психологические и юридические специальности.

Однако почти половина выпускников выбирает экономическую специальность, потому что не сильны ни в гуманитарных, ни в точных науках, а экономику представляют как нечто среднее между ними. Часто абитуриенты вузов не могут ответить на вопросы экономического характера, не знают о качествах личности, необходимых для будущей профессии, идут в экономику,

выбирают профессии юриста, психолога, потому что считают это престижным. Но понятие престижа, как и явление моды, приходит и уходит.

Заблуждения.

Вторая причина — искаженное представление человека о своих собственных возможностях (переоценка или недооценка своих способностей, навыков, незнание личностных особенностей).

Большая ошибка при выборе профессии — не знать хорошо, на что ты способен. Выбирая профессию, надо уметь объективно оценить свои способности (не завышать и не занижать их), свои реальные возможности в отношении здоровья. Часто ошибки допускаются человеком из-за переоценки своего здоровья.

Не каждый человек безразличен равно ко всем профессиям. Чаще всего привлекательны те профессии, которые соответствуют складу характера человека, личностным особенностям. Однако в процессе такого выбора некоторые люди могут допустить ошибку, так в профессию попадают случайные люди, не соответствующие по своему характеру требованиям профессии. И по сравнению с другими психологически пригодными людьми именно в данных профессиях они начинают испытывать трудности уже в ходе обучения, а впоследствии будут достигать и меньших успехов, и получать от профессии гораздо меньшее удовлетворение, так как профессия перестает им нравиться. Поэтому обязательно надо учитывать свои личностные особенности при выборе будущей работы.

Таким образом, незнание себя, т. е. неумение, а иногда и нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии, может привести к ошибкам.

Третья причина — незнание правил выбора профессии заключается в том, что иногда интерес к учебному предмету автоматически переносится и на профиль выбранной профессии, однако не всегда любовь к школьному предмету без реальной оценки личных возможностей может подсказать правильность выбранной профессиональной деятельности.

Бывает, что профессию выбирают «за компанию». Хорошо это или плохо? Если у человека с его друзьями совпадают интересы, склонности и способности, то тогда это хорошо. Но если подросток разбрасывается, впоследствии, скорее всего, его ждет разочарование, и он будет вынужден поменять свою профессию либо будет всю жизнь мучиться и заниматься нелюбимым делом.

Идеализация.

Нередко бывает, что интерес к профессии формируется под влиянием телевидения, книг, кинофильмов или знакомства с человеком, которому хочется подражать.

Еще одна ошибка в процессе выбора будущей работы связана с желанием родителей дать своему ребенку профессию, о которой мечтали сами, или продлить династию без учета его способностей склонностей. Поскольку современный рынок труда меняется очень быстро, то устаревшие представления многих взрослых о профессиях оказываются нисколько не лучше, чем ограниченные, но не устаревшие представления у молодежи.

Всех этих ошибок можно избежать, если реально представлять свои возможности, знать свои личностные особенности, уровень подготовленности интересы и склонности.

Помните о том, что ошибок проще избежать, чем их исправлять потом!

Чтобы не ошибиться в выборе профессии, учащимся необходимо:

  • проанализировать свои интересы, склонности и способности к видам труда или профессии;
  • ознакомиться с содержанием и условиями работы по профессии (орудия труда, основные функции работника, требуемые знания, изготовляемая продукция, организация труда);
  • изучить требования, предъявляемые профессией к состоянию здоровья и личным качествам человека;
  • узнать пути получения профессии и повышения квалификации (обучение на производстве, на курсах, в ПТУЗах, ССУЗах, ВУЗах);
  • выяснить, на какие предприятия можно поступить на работу по избранной профессии;
  • принять участие в работе соответствующего кружка, факультатива, проверить на практике свои способности и возможности;
  • побеседовать со специалистами, посетить их рабочие места;
  • получить консультацию в кабинете профориентации, пройти практику по избранной профессии, учесть советы врача;
  • прочитать справочную литературу о профессии, информацию на тему «Куда пойти учиться?».

РЕЖИМ ДНЯ ШКОЛЬНИКА
Режим дня – это распределение времени на все виды деятельности  отдыха в течение суток с учетом возраста и состояния здоровья.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЕЖИМА ДНЯ ШКОЛЬНИКОВ:
1. Режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность
питания).
2. Продолжительность и кратность сна.
3. Время пребывания на свежем воздухе в течение дня.
4. Продолжительность и место обязательных занятий, как в условиях
учреждений образования, так и дома.
5. Продолжительность составных элементов деятельности, правильное
чередование труда и отдыха.
6. Свободное время, возможность обеспечить двигательную
активность, занятия по интересам.
При построении режима дня учащихся необходимо учитывать
особенности функционирования нервной системы детей и подростков:
 высокий уровень активности коры больших полушарий в утренние и
дневные часы, снижение его после обеда, падение в вечерние часы;
 два подъема функциональных показателей в течение дня в первую (с 8
до 12 ч) и во вторую половину дня (с 16 до 18 ч);
 1-й подъем работоспособности выше и продолжительнее 2-го.
Питаться дети должны 4-5 раз в сутки с
интервалом 3,5-4 часа. Количественное распределение
суточного объема пищи по отдельным приемам должно
составлять: на завтрак – 25%, на 2-й завтрак или
полдник – 10-15%, на обед – 35- 40%, на ужин – 25%.
Продолжительность ночного сна должна
составлять у школьников 7-10 лет – 11-10 ч; 11-14 лет –
10-9 ч; 15-17 лет – 9-8 ч. При этом у учащихся 1-х классов
должен быть предусмотрен дневной сон длительностью
1-1,5 часа.
Потребность в двигательной активности детей должна удовлетворяться во время занятий
физической культурой, участия в физкультурно- оздоровительных мероприятиях (физкультурные
праздники; Дни здоровья; физкультурный досуг), мероприятиях распорядка дня (утренняя гимнастика, физкультминутки на занятиях); во время перерыва между
занятиями; подвижных игр и физических упражнений в часы прогулок; при самостоятельной двигательной активности).
Примерный объем ежедневной двигательной активности школьника:
Класс
Двигательная активность на воздухе (часы)
Физкультурно-оздоровительные мероприятия
Гимнастика до уроков (мин)
Физкульт- минутки на уроках (мин)
Подвижные перемены (мин)
ДА во вторую половину дня (часы)
I – II 3,5 5-6 5 30-35 1,5-2
III 3,5 5-7 5 25-30 1-1,5
IV 2,5 5-7 5 20-30 1-1,5
V – VIII 2 6-8 5 20-30 1
IX – X 2 6-8 5 15-20 1
XI 2 6-8 3-5 15-20 1
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОГУЛОК НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ
 в младшем школьном возрасте – не менее 3,5 ч
 в среднем школьном возрасте – не менее 3 ч
 в старшем школьном возрасте – не менее 2,5 ч
 в выходные дни и во время каникул продолжительность пребывания детей на открытом воздухе
увеличивается на 1,5-2 ч
(занятия по интересам,
экскурсии, походы и др.).
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ:
1. Продолжительность и количество занятий должны учитывать физиологические возможности центральной нервной системы детей в различные возрастные периоды. Дети способны сохранять активное внимание в 5-7 лет – в течение 15 мин; в 8-10лет – 20 мин; в 11-12 лет – 25 мин; в 12-15 лет – 30 мин. Соответственно продолжительность занятий для школьников в 1 классе составляет
35 мин, начиная со 2 класса – 45 мин.
2. При первых признаках утомления во время занятий должны проводиться физкультурные минутки – не менее 1,5-2 мин.
3. Продолжительность перерывов между занятиями должна быть не менее 10 мин.
ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ
Домашние задания учащимся I класса не должны задаваться в течение всего учебного
года.
Продолжительность выполнения домашних заданий должна составлять:
во II классе – до 1,2 ч;
III-IV классах – 1,5 ч;
V-VI классах – 2 ч;
VII-VIII классах – 2,5 ч;
IX – XI (XII) классах – 3 часов.
РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ДНЯ УЧАЩИХСЯ 1-Х КЛАССОВ
 полноценный ночной сон – не
менее 10 ч
 активный отдых (прогулка) на
воздухе – не менее 2,5 ч
 дневной сон (для ослабленных
детей) – 1-1,5 ч
 свободное время (игры, чтение,
любимые занятия, телевизор,
компьютер) – не менее 1,5 ч
 гигиенические процедуры и
самообслуживание – не менее 1,5 ч
 прием пищи 4-5 раз, общей
продолжительностью – не менее 1,5 ч
 учебные занятия + дорога в школу
(4–5 часов);
 домашние занятия – до 1 ч
 дополнительные занятия (музыка,
спорт и т. п.) – до 1 ч.
РЕЖИМ ДНЯ УЧАЩИХСЯ 10-Х КЛАССОВ
 полноценный ночной сон – не менее 8 ч
 активный отдых (прогулка) на воздухе –
не менее 1,5 ч
 гигиенические процедуры,
самообслуживание, домашние дела – 1-1,5 ч
 прием пищи – около 1 ч
 свободное время (чтение, любимые
занятия, телевизор, компьютер) – 1-1,5 ч
 учебные занятия, включая дорогу в
школу – 6-7 ч
 выполнение домашних заданий – 3-3,5 ч
 дополнительные занятия (факультативы
по выбору, музыка, иностранный язык, спорт
и т. п.) – 1-1,5 ч