Интегрированное обучение

Интегрированное обучение и воспитание

Классы интегрированного обучения и воспитания – классы, в которых обучаются и воспитываются лица с особенностями психофизического развития, осваивающие содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, и лица, не имеющие таких особенностей, осваивающие содержание образовательных программ общего среднего образования.

Кодекс Республики Беларусь об Образовании

Статья 3.  Государственные гарантии прав в сфере образования

  1. Каждый гражданин Республики Беларусь имеет право на образование.
  2. Лицам с особенностями психофизического развития при получении образования оказывается коррекционно-педагогическая помощь и создаются специальные условия для получения образования с учётом особенностей их психофизического развития.

Статья 13. Специальное образование

  1. Лицу с особенностями психофизического развития, освоившему содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, которому выданы свидетельство об общем базовом образовании или аттестат об общем среднем образовании, учреждением образования также выдаётся справка об освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования по форме, установленной Министерством образования.

Статья 14. Получение основного и дополнительного образования обучающимися с особыми индивидуальными образовательными потребностями

  1. В Республике Беларусь осуществляется поддержка одарённых и талантливых обучающихся, лиц с особенностями психофизического развития, детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, и оказывается содействие в получении такими лицами основного и дополнительного образования, а также создаются условия для получения дошкольного и общего среднего образования на дому, предоставляется возможность получения общего среднего и профессионально-технического образования лицам, содержащимся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, лечебно-трудовых профилакториях Министерства внутренних дел, обучающимся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях.
  2. При получении основного и дополнительного образования обеспечивается включение лиц с особенностями психофизического развития в совместный образовательный процесс с иными обучающимися посредством создания специальных условий с учётом особенностей их психофизического развития, состояния здоровья и познавательных возможностей, оказания при необходимости коррекционно-педагогической помощи. В зависимости от степени выраженности нарушений в физическом и (или) психическом развитии обучающихся коррекционно-педагогическая помощь может оказываться при освоении ими содержания образовательных программ основного образования в рамках соответствующей образовательной программы и (или) отдельно. Лицо с особенностями психофизического развития может реализовать своё право на создание специальных условий при получении основного или дополнительного образования, получение коррекционно-педагогической помощи при наличии заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации или справки об освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования.

Статья 273. Общие требования к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ специального образования

  1. Образовательный процесс при реализации образовательных программ

специального образования может быть организован:

1.1. в учреждениях образования;

1.2. в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

1.3.у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную

деятельность;

1.4. на дому;

1.5. в организациях здравоохранения;

1.6. в санаторно-курортных и оздоровительных организациях;

1.7. в учреждениях социального обслуживания.

  1. Образовательный процесс при реализации образовательных программ специального образования носит коррекционную направленность и организуется с учётом структуры и степени тяжести нарушений в физическом и (или) психическом развитии и возраста обучающихся на основании учебно-программной документации образовательных программ специального образования.
  2. Наполняемость классов интегрированного обучения и воспитания не должна превышать 20 учащихся, из них:

15.1. не более трёх лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера – при обучении и воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью, или неслышащих детей, или незрячих детей, или детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием), или детей с расстройствами аутистического спектра;

15.2. не более шести лиц с особенностями психофизического развития

с нарушениями однородного характера – при обучении и воспитании слабослышащих детей, или слабовидящих детей, или детей с тяжёлыми нарушениями речи, или детей с трудностями в обучении;

15.3. не более четырёх лиц с особенностями психофизического развития с разными (не более двух) нарушениями развития.

Основными задачами деятельности классов являются:

  • освоение содержания образовательных программ специального образования лицами с особенностями психофизического развития в соответствии с требованиями образовательных стандартов специального образования;
  • исправление и (или) ослабление имеющихся у обучающихся физических и (или) психических нарушений;
  • обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи;
  • создание специальных условий для получения специального образования обучающимися с учётом особенностей их психофизического развития.

Особое внимание при организации образовательного процесса в классах интегрированного обучения и воспитания уделяется вопросам включения всех учащихся в совместную деятельность (трудовую, бытовую, художественную, оздоровительную, спортивную и др.); выстраиванию гуманистических отношений на основе уважения личности каждого ребёнка.

Опыт показывает, что включение учащихся с особенностями психофизического развития в коллективную деятельность активизирует их, помогает глубже осознавать предъявляемые к ним требованиям, развивает стремление к самоконтролю действий и поступков и тем самым укрепляет отношения сотрудничества, взаимодействия между членами коллектива.

Интегрированное обучение и воспитание может быть успешным только в случае активного включения в образовательный процесс, особенно во внеурочное время, законных представителей учащихся и членов их семей при организации совместной спортивно-оздоровительной, творческой и иных видов деятельности.

Целенаправленная и системная работа педагогического коллектива школы, родителей и членов семей всех учащихся позволяет преодолеть социальную изоляцию детей с особенностями психофизического развития, гармонизировать отношения между участниками образовательного процесса и семьями учащихся.

В 2023/2024 учебном году в государственном учреждении

образования работают два класса и одна группа интегрированного обучения и воспитания.

В классах и группе интегрированного обучения и воспитания работают учителя-дефектологи:

  • Скавинская Ирина Павловна
  • Скавинский Сергей Владимирович

Рекомендации классному руководителю

по осуществлению психолого-педагогического сопровождения ребёнка с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательной школы

  • обобщать информацию о педагогических аспектах статуса школьника (собственные наблюдения, беседы с педагогами);
  • систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребёнка и динамику его развития в процессе коррекционного обучения и воспитания;
  • максимально использовать различные формы внеклассной работы с целью интеграции учащихся с ОПФР в общество;
  • организовывать и проводить просветительскую работу среди родителей (родительские собрания, беседы, консультации и т.д.), оказывать помощь в вопросах получения информации относительно специфики организации образования их ребёнка, выработке у них реалистического восприятия нарушения ребёнка;
  • формировать у учащихся класса адекватное отношение к учащимся с ОПФР, воспитывать чувства взаимопомощи и стремления к сотрудничеству;
  • формировать у детей с особенностями психофизического развития положительное отношение к своим сверстникам, адекватное социальное поведение;
  • оказывать помощь учителям в формировании положительных социальных установок и преодолении стереотипов по отношению к детям с проблемами в развитии;
  • учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка с ОПФР, развивать у него веру в свои силы и возможности;
  • создавать  атмосферу  эмоционального  комфорта  на  занятиях  с  целью  сохранения  физического, психического и нравственного здоровья;
  • принимать участие в создании коррекционно-развивающей среды для детей с ОПФР через использование средовых ресурсов;
  • осуществлять консультирование законных представителей ребенка;
  • принимать участие в составлении программы сопровождения ученика с ОПФР;
  • принимать участие в работе психолого-педагогического консилиума;
  • соблюдать профессиональную этику.

Рекомендации педагогу социальному

по осуществлению психолого-педагогического сопровождения ребенка с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательной школы

  1. Начальный этап.

Изучение запроса администрации на работу со школьниками с ОПФР, формулирование целей и задач;

Изучение запроса педагогов, работающих в интегрированном (специальном) классе;

Получение информации об учащихся;

Проработка полученной информации;

Подбор диагностического инструментария для выполнения запроса.

  1. Диагностический этап.

Наблюдение за детьми в школе с целью определения уровня адаптации, уровня возникающих проблем;

Выделение группы детей, социальная адаптация которых затруднена;

Диагностика межличностных взаимоотношений в классе.

  1. Информационно-аналитический этап.

Составление программы сопровождения детей с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательной школы;

Участие в работе психолого-педагогического консилиума.

  1. Коррекционные занятия (тренинги).

Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих мероприятий с детьми.

  1. Консультативно-методическая работа.

Обсуждение проблем детей с ОПФР, обучающихся в интегрированных и специальных классах;

Консультирование по вопросам поведения и межличностного взаимодействия учащихся;

Консультирование родителей по совместному решению выявленных проблем у детей;

Работа с родителями в рамках модели сопровождения.

Соблюдать профессиональную этику.

Рекомендации педагогу-психологу

по осуществлению психолого-педагогического сопровождения ребенка с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательной школы

  • получение информации об учащихся с особенностями психофизического развития;
  • проведение диагностики личностных особенностей ребенка и сферы его мотивации;
  • участие в составлении программы сопровождения ученика с опфр;
  • участие в работе психолого-педагогического консилиума;
  • проведение групповых и индивидуальных психокоррекционных мероприятий с учащимися;
  • проведение групповых и индивидуальных консультации с педагогами по вопросам поведения и межличностного взаимодействия учащихся, по проблемам воспитания и обучения с целью оптимизации учебно-образовательного процесса;
  • проводить групповые и индивидуальные консультации с педагогами по результатам диагностики;
  • консультирование родителей по разрешению выявленных у ребенка проблем;
  • участие в работе психолого-педагогического консилиума
  • соблюдение профессиональной этики

Рекомендации воспитателю ГПД

по организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательной школы

  • систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребёнка и динамику его психического развития в процессе коррекционного обучения (знакомство с разными диагностиками).
  • планировать формы учебно-воспитательной работы в группе с учётом особенностей развития детей.
  • организовывать и проводить просветительскую работу среди родителей (родительские собрания, беседы, консультации), оказывать помощь в вопросах получения информации относительно специфики организации и задач образования их ребёнка, выработке у них реалистического восприятия нарушения ребёнка.
  • формировать у детей с особенностями психофизического развития положительного отношения к своим сверстникам, адекватное социальное поведение.
  • оказывать помощь другим специалистам, работающим с ребенком,    в формировании положительных социальных установок и преодолении стереотипов по отношению к детям с проблемами в развитии.
  • учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, развивать веру в свои силы и возможности.
  • принимать участие в создании коррекционно-развивающей среды вокруг ребенка.
  • принимать участие в работе психолого-педагогического консилиума.
  • создавать атмосферу эмоционального комфорта на занятиях с целью сохранения физического, психического и нравственного здоровья.
  • осуществлять консультирование законных представителей ребенка
  • соблюдать профессиональную этику.

Консультация для педагогов

УЧИТЕЛЮ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С УЧАЩИМИСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ)

Рекомендации специалистов по организации образовательного процесса и обеспечению его эффективности

  1. Обеспечить пребывание ребенка с трудностями в обучении в комфортном психологическом климате. В классе совместной формы обучения одним из важнейших условий должна быть дружелюбная атмосфера. Снижение коммуникативно-познавательной деятельности «особых» детей усиливает чувство одиночества, поэтому с такими детьми надо больше разговаривать, не торопить, не требовать больше того, что они могут сделать, в противном случае при частом невыполнении требований они теряют интерес к учебе. Для них значимы одобрение и похвала, которые выступают в качестве стимула и поддержки при выполнении заданий и требований учителя.
  2. Использовать существующую у детей относительно сохранную эмоционально-волевую сферу и их способность к подражанию.
  3. Планировать работу по предмету так, чтобы изучаемые темы программного содержания обычной и специальной школы совпадали по максимуму.
  4. Предъявляемые учителем на уроке инструкции должны быть лаконичными, четко сформулированными. Многоступенчатые инструкции следует дробить на отдельные звенья, доступные для понимания детей.
  5. План выполнения задания «особому» ребенку следует давать по этапам, каждый раз уточняя: что мы делали, что мы сейчас будем делать. Между этапами урока должна быть установлена тесная взаимосвязь: на каждом предыдущем этапе идет отработка навыков, необходимых для использования на последующем этапе урока.
  6. Необходимо предупреждать утомление детей, комбинировать или менять методы и приемы, сменять виды деятельности так, чтобы каждый раз менялся доминантный анализатор (задействовать как можно больше анализаторов). Обязательны физкультминутки и упражнения на релаксацию.
  7. Обязательно проводить словарную работу с целью обогащения словаря и введения его в активную речь. Необходимо стимулировать и активизировать устные высказывания детей, развивать связную речь, требовать ответа на вопрос полным предложением, постоянно вовлекать ребенка в беседу с классом.
  8. Оказывать помощь ученику в планировании его деятельности на уроке, дополнительно инструктировать в ходе учебной деятельности.
  9. С целью развития высших психических функций шире использовать дидактические игры, имеющие коррекционно-развивающую направленность.
  10. Использовать карточки для индивидуальной работы.
  11. Обеспечивать практическую направленность изучаемого материала (от практики к теории), опору на жизненный опыт ребенка.
  12. Соблюдать в определении объема изучаемого материала принцип необходимости и достаточности.
  13. Создавать на уроке ситуацию успеха, предъявлять посильный материал с постоянным усложнением, обеспечивать путь выполнения заданий с помощью памяток, схем, опор и других средств наглядности. Стимулировать деятельность учащегося, поддерживать похвалой, одобрением выполняемого действия или работы в целом.
  14. Формировать умения адекватно оценивать свою работу, показывать их продвижение, наглядно отражать успехи (например, график — для старших; волшебное дерево — для младших). Определять (устанавливать) учащемуся конечный результат, которого ему следует достичь, и время его достижения — например, неделя, месяц. Ребенок видит, к чему он идет, видит, как улучшаются его успехи.
  15. Обязательно разъяснять таким детям домашнее задание; они должны получить (усвоить) конкретные инструкции по его выполнению.
  16. Обеспечить постоянное повторение изучаемого материала. Использовать различные формы предъявления учебного материала.

 Особенности работы группы интегрированного

обучения и воспитания

Выступление на родительском собрании

Добрый день, уважаемые родители.

У вас, несомненно, есть вопросы по организации работы группы интегрированного обучения и воспитания. Я постараюсь разъяснить вам особенности работы группы и ответить  на ваши вопросы.

Во-первых, дети с ОПФР. Кто это? Это дети с особенностями психофизического развития, то есть дети, имеющие нарушения развития, препятствующие получению образования без создания для этого специальных условий. В нашем учреждении есть дети с тяжёлыми нарушениями речи и с особенностями развития психики. Для них и открылась группа интегрированного обучения и воспитания.

Что значит «интегрированная группа»? Это группа, где дети с ОПФР прибывают совместно с другими ребятами.  Детки с особенностями в развитии учатся жить в обычной социальной среде, развиваться вместе со своими сверстниками.

 Есть ли какие-то отличия интегрированной группы от обычной? Общее количество детей меньше, чем в массовой группе. Если, к примеру, в обычной группе 20 детей, то в интегрированной – 12. Из них деток с ОПФР – 3-4.

Все режимные моменты, занятия с ребятами проходят в обычном распорядке. Но, с особенными ребятами дополнительно занимается учитель-дефектолог.  Когда воспитатель проводит занятие с детьми в группе по одной из тем, то учитель-дефектолог  занимается с детьми с ОПФР по той же теме. Дети  с ОПФР требуют внимания в разы больше, чем остальные ребята. Для особенных детей необходим специальный материал для занятий, чтоб максимально задействовать их восприятие. Для них важна наглядность, тактильность, звук у предложенного материала (т. к. внимание у них неустойчивое).

Занятия с дефектологом проводится в  форме  подгрупповых занятиях и  индивидуально согласно расписанию. Кроме того, работа по преодолению нарушений развития  в группе осуществляется ежедневно,  во время режимных  моментов, прогулок, свободной  деятельности детей и повседневного  общения с ними.

Для преодоления нарушений развития необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи  и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в развитии ребенка.

Спасибо за внимание.

Консультация для педагогов

УЧИТЕЛЮ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С УЧАЩИМИСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Рекомендации специалистов по организации образовательного процесса и обеспечению его эффективности

Ознакомиться с индивидуальными особенностями детей с нарушениями речи, по-разному реагирующих на свой недостаток; на коммуникативные затруднения; на изменение условии общения.

Не фиксировать внимание на нарушении, не подчеркивать неправильность речи ребенка нетактичными замечаниями.

Речь учителя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной.

При обращении к детям следует избегать сложных инвертированных конструкций, повторов, вводных слов, усложняющих понимание речи.

Сосредоточить внимание учащегося на закреплении достигнутых результатов, полученных на коррекционных занятиях, помогать контролировать на уроках произношение поставленных звуков.

Наблюдать за проявлениями речевой активности детей, за правильным использованием в их собственной речи поставленных или исправленных звуков, усвоенных грамматических форм. В случае необходимости в тактичной форме оказывать помощь по исправлению речи ребенка (не повторять неверную форму или слово, а дать речевой образец и предложить произнести слово правильно). Важно под руководством учителя приучать детей слышать свои грамматические и фонетические ошибки и самостоятельно исправлять их. С этой целью необходимо привлекать внимание ребенка к его речи, побуждать к самостоятельному исправлению ошибок, одобрять его попытки.

Если диалог учителя с ребенком носит ярко эмоциональный характер, не всегда целесообразно прерывать речь ребенка для исправления ошибок, предпочтительнее использовать «отсроченное исправление».

Четко формулировать вопросы. Многоступенчатые инструкции дробить на отдельные звенья, доступные для понимания детей.

Коррекция нарушений устной речи должна находить отражение в письменной речи учащегося.

На уроках математики особое внимание обращать на развитие понимания текста задач, обеспечивать доступность понимания краткой записью условия (схемой).

Расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем мире, широко используя лексические возможности слова (слова-синонимы, паронимы, антонимы и другие).

Развивать и поощрять у детей способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения.

Предупреждать утомление детей, комбинировать или менять методы и приемы, сменяя виды деятельности детей так, чтобы менялся доминантный анализатор (желательно задействовать как можно больше анализаторов). В арсенале педагога должны быть такие коррекционные приемы, как наглядные опоры в обучении, комментируемое управление, примерные планы ответа, поэтапное формирование умственных действий, опережающее консультирование по трудным темам и др.

Обязательно включать в урок физкультурные минутки и упражнения на релаксацию.

По возможности адаптировать содержание учебного материала, очищая от сложных подробностей. Выделять в каждой теме материал, подлежащий многократному закреплению, дифференцировать задания в зависимости от поставленных задач. Соблюдать допустимые объемы изучаемого материала по принципу необходимости и достаточности.

При обучении грамоте учитывать индивидуальные речевые возможности ребенка. Если в устной речи он заменяет некоторые звуки, например, Ш на С (сапка) или Р на Л (лыба), то учить с ним соответствующие буквы не рекомендуется, пока не будет полностью исправлено звукопроизношение. В противном случае может зафиксироваться неправильная связь между звуком и обозначающей его буквой.

В основе обучения чтению должна находиться не буква, а звук. Прежде чем показать ребенку новую букву, надо научить его находить место звука в слогах, словах на слух. На первых порах следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково — М, Б, а не «эм» или «бэ».

Допускать чтение слогами, пока не будет сформировано беглое чтение (пусть поначалу долго тянет первую букву слога, пока не распознает следующую). Главное — чтобы не останавливался после первой буквы и слитно прочел буквы слога. Навык чтения формируется с чтения обратных слогов типа «ап», «ут», «ик», затем — прямых типа «ма», «но», «ву», далее — простых слов типа «мак», «луна», «палка» с постепенным наращиванием сложности.

Уделять внимание тем формам работы, которые стимулируют инициативу, речевую активность ученика. Способствовать снятию отрицательных переживаний, связанных с нарушением речи.

Способствовать осознанному восприятию ребенком учебного материала.

При организации групповой работы на уроке не «разлучать» ребенка с другом.

Умело сочетать доверие к ученику с контролем исполнения поручений. Не провоцировать конфликты, учитывать личные черты характера ученика.

Формировать эмоционально-положительное отношение к учебной деятельности.

Обучать самодисциплине, самообладанию, умению преодолевать трудности, рациональному расходованию сил, умению учитывать мнение других, вежливости, тактичности, отказу от неразумных желаний.

Создавать условия для получения хорошей оценки, учить поэтапному выполнению учебных заданий с возрастанием сложности и предоставлять время на их выполнение.

Четко, спокойно аргументировать оценку результатов деятельности с особым акцентом на позитивных сторонах. Оценка результатов будет стимулирующим фактором, если выступает в качестве накопительной за выполняемые виды работы.

При оценивании письменных работ детей, имеющих специфические нарушения — дисграфию, учитывается типология нарушений (несколько типологических ошибок считается за одну).

Примечание. Дисграфия как специфическое нарушение письма проявляется в искажении и замене букв; искажении звукослоговой структуры слова; нарушении слитности написания отдельных слов в предложении; наличии аграмматизмов на письме. Основная работа по преодолению дисграфии осуществляется на первой ступени обучения (в начальной школе).

Классификация дисграфических ошибок

Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:

—       пропуски гласных букв: всят — висят, комнта — комната, урожй — урожай;

—       пропуски согласных букв: комата — комната, вей — всей;

—       пропуски слогов и частей слова: стрки — стрелки;

—       замена гласных: пище — пищу, сесен — сосен, люгкий — легкий;

—       замена согласных: тва — два, роча — роща, урошай — урожай, боказываед — показывает;

—       перестановки букв и слогов: онко — окно;

—       недописывание букв и слогов: чере — через, на ветка — на ветках, диктан — диктант;

—       наращивание слов лишними буквами и слогами: детити — дети, сннег — снег, диктанат — диктант;

—       искажение слова: мальни — маленький, чайщик — чащи;

—       слитное написание слов и их произвольное деление: бойчасов — бой часов, вся — вся;

—       неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Снег покрыл всю землю. Белым ковром. Замерзла. Речка птицам голодно. — Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно;

—       нарушение смягчения согласных: болшой — большой, толко — только, умчалис — умчались, мач — мяч.

Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:

—       нарушения согласования слов: с еловый ветки — с еловой ветки, появилось трава — появилась трава, огромная бабочки — огромные бабочки;

—       нарушения управления: в ветка — с ветки, умчались к чащу — умчались в чащу, сидит стул — сидит на стуле;

—       замена слов по звуковому сходству;

—       слитное написание предлогов и раздельное написание приставок: вроще — в роще, настене — на стене, на бухли — набухли;

—       пропуски слов в предложении.

Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия:

—       замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш—т, д—в, д—б;

—       замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и—ш, ц—щ;

—       замена букв, имеющих дополнительные элементы: и—ц, ш—щ, п—т, х—ж, л—м;

—       зеркальное написание букв: с, э, ю;

—пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.

Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные устно правила орфографии:

—       безударная гласная в корне слова: вада — вода, чисы — часы\

—       правописание звонких и глухих звуков в середине и в конце слова: зуп — зуб, дорошка — дорожка;

—       обозначение смягчения согласных;

—       прописная буква в начале предложения, в именах собственных.

Знание перечисленных специфических ошибок поможет учителю правильно определить вид нарушений процесса письма, выявить причины затруднений и спланировать работу по преодолению этих нарушений, учитывать их при оценивании учебной деятельности учащегося.

3 декабря – Международный день инвалидов 

Люди с физическими недостатками живут полноценной жизнью.

В 1992 году в конце Десятилетия инвалидов Организации Объединенных Наций (1983—1992) Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией №47/3 провозгласила 3 декабря Международным днем инвалидов (InternationalDayofPersonswithDisabilities), с целью продвижение прав инвалидов во всех сферах общественной жизни, а также привлечение внимания широкой общественности к проблемам инвалидов.

Указанное десятилетие было периодом повышения информированности и принятия мер в целях улучшения положения инвалидов и обеспечения для них равных возможностей. Позднее Генеральная Ассамблея ООН призвала государства-члены ООН ежегодно проводить мероприятия в ознаменование Дня, имея в виду дальнейшую интеграцию в жизнь общества лиц с инвалидностью.

А в декабре 2006 года Генассамблея ООН приняла Конвенцию о правах инвалидов, которая является правозащитным документом с ориентацией на социальное развитие — это одновременно договор по правам человека и инструмент развития. Конвенция вступила в силу 3 мая 2008 года, а её принципами конвенции являются: уважение присущего человеку достоинства и личной независимости; недискриминация; полное и эффективное вовлечение и включение в общество; уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества; равенство возможностей; доступность; равенство мужчин и женщин; уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.

В мире проживает примерно один миллиард инвалидов (это около 15% населения мира), и все они сталкиваются с физическими, социально-экономическими и поведенческими барьерами, исключающими их из полномасштабного, эффективного и равноправного участия в жизни общества. По данным ООН, они составляют непропорционально большую долю беднейшей части населения мира, а также у них отсутствует равный доступ к основным ресурсам, таким как образование, занятость, здравоохранение и система социальной и правовой поддержки.

Поэтому проведение 3 декабря Международного дня инвалидов направлено на привлечение внимания к проблемам инвалидов, защиту их достоинства, прав и благополучия, на привлечение внимания общества на преимущества, которые оно получает от участия инвалидов в политической, социальной, экономической и культурной жизни.

Цели, ради которых этот день был провозглашен, — полное и равное соблюдение прав человека и участие инвалидов в жизни общества. Эти цели были поставлены во Всемирной программе действий в отношении инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей в 1982 году.

ЛЬГОТЫ ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ В ВОЗРАСТЕ ДО 18 ЛЕТ

В соответствии с Законом имеют право на:

  • бесплатное обеспечение лекарственными средствами, выдаваемыми по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств, в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь;
  • бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов, металлоакрилатов (металлокомпозитов), металлокерамики и фарфора, а также нанесения защитно-декоративного покрытия из нитрид-титана) в государственных организациях здравоохранения по месту жительства;
  • бесплатное обеспечение техническими средствами социальной реабилитации в соответствии с Государственным реестром (перечнем) технических средств социальной реабилитации в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь, (обеспечение средствами реабилитации осуществляется органами по труду, занятости и социальной защите местных исполнительных и распорядительных органов и (или) государственными организациями здравоохранения бесплатно (на льготных условиях) на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида или заключения врачебно-консультационной комиссии государственной организации);
  • первоочередное бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) или оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний). Лица, сопровождающие инвалидов I группы, детей-инвалидов в возрасте до 18 лет в санаторно-курортные или оздоровительные организации, обеспечиваются путёвками на санаторно-курортное лечение или оздоровление бесплатно (без лечения) при условии, что необходимость в таком сопровождении подтверждается заключением врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения;
  • бесплатный проезд на железнодорожном транспорте общего пользования в поездах городских линий, внутреннем водном транспорте общего пользования, осуществляющем городские перевозки пассажиров в регулярном сообщении, городском электрическом транспорте и в метрополитене, на автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем городские автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, кроме такси, независимо от места жительства, а проживающие на территории сельсоветов, посёлков городского типа и городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, посёлков городского типа, – также на автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем междугородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, в пределах границ района по месту жительства и лицу, сопровождающему ребенка-инвалида;
  • бесплатный проезд на железнодорожном транспорте общего пользования в поездах региональных линий эконом класса, внутреннем водном транспорте общего пользования, осуществляющем пригородные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем пригородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, кроме такси, и лицу, сопровождающему ребенка-инвалида.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В соответствии с Кодексом Республики об образовании (далее – Кодекс об образовании) интегрированное обучение и воспитание – это организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляются одновременно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития.

Организационными формами интегрированного обучения и воспитания являются специальная группа, группа интегрированного обучения и воспитания, специальный класс, класс интегрированного обучения и воспитания.

Необходимым условием организации интегрированного обучения и воспитания является обеспечение положительных межличностных отношений участников образовательного процесса, создание адаптивного образовательного пространства, позволяющего удовлетворять особые образовательные потребности детей с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР).

Цель настоящих Методических рекомендаций по совершенствованию работы по организации интегрированного обучения и воспитания – обеспечение единого подхода в учреждениях дошкольного и общего среднего образования к организации интегрированного обучения и воспитания, повышение качества образовательного процесса для детей с ОПФР.

  1. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

При осуществлении интегрированного обучения и воспитаниянеобходимо руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:

Кодекс Республики Беларусь об образовании;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11.06.2010 №60 «Об утверждении образовательногостандарта специального образования»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 №136 «Об утверждении Инструкции о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в нихи признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 «Аб зацвярджэннi Палажэння аб установе агульнай сярэдняй адукацыi»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 150 «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 132 «Аб зацвярджэннi Палажэння аб спецыяльнай агульнаадукацыйнай школе (спецыяльнай агульнаадукацыйнай школе-iнтэрнаце) i прызнаннi страцiўшымi сiлу некаторых пастаноў Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19.07.2011 № 94 «Аб зацвярджэннi Палажэння аб дапаможнай школе (дапаможнай школе-iнтэрнаце) i прызнаннi страцiўшымi сiлу некаторых пастаноў Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19.07.2011 № 90 «Об утверждении Положения о специальном дошкольном учреждении»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 05.08.2016 №77«Аб вучэбных планах спецыяльнай адукацыі на 2016/2017 навучальны год»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12.04.2016 №24 «Аб тыпавым вучэбным плане агульнай сярэдняй адукацыі на 2016/2017 навучальны год»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 154«Об утверждении типового учебного плана дошкольного образования»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 №38 «Об утверждении Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь»; с учетом особенностей, установленных в ст. 276 Кодекса об образовании;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19.07.2011 №93 «Об утверждении Правил проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 12.06.2014 № 75 «Об установлении перечней мебели, инвентаря и средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса учреждениями образования, реализующими образовательные программы общего среднего образования, учреждениями образования, реализующими образовательные программы специального образования, иными организациями, индивидуальными предпринимателями, реализующими образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 14.07.2014 № 105 «Об установлении перечней и норм обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием, необходимыми для организации физического воспитания обучающихся учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, проведения с ними физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2013 №130«Об утверждении Инструкции о порядке перевода, восстановления и отчисления обучающихся, получающих специальное образование»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 30.08.2011 № 247 «Об утверждении Инструкции о порядке организации подвоза обучающихся»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 13.06.2011 № 33 «Аб устанаўленнi формы даведкi аб засваеннi зместу адукацыйнай праграмы спецыяльнай адукацыi на ўзроўнi агульнай сярэдняй адукацыi»;

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19.07.2011 № 92 «Об утверждении Положения о патронате лиц с особенностями психофизического развития и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования Республики Беларусь»;

постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.12.2011 № 128 «Об определении медицинских показаний и противопоказаний для получения образования»;

постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от12.12.2012№197«Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для отдельных учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью» и о признании утратившим силу постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22 декабря 2010 г. № 176»;

инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2016/2017 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий в учреждениях общего среднего образования» (утверждено заместителем Министра образования Республики Беларусь 30.06.2016).

 

III. ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКТОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ГРУПП, ГРУПП ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ, СПЕЦИАЛЬНЫХ КЛАССОВ, КЛАССОВ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Порядок создания специальных классов,классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них определен Инструкцией о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07. 2011 № 136 (далее – Инструкция).

Решение о создании специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов,классов интегрированного обучения и воспитания принимает учредитель учреждения образования, иной организации, индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

         Наполняемостьспециальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов,классов интегрированного обучения и воспитания определяется в соответствии с пунктами 10-14 ст. 268 Кодекса об образовании. По решению учредителя, индивидуального предпринимателя в соответствии с п.17 ст. 268 Кодекса об образовании может быть установлена меньшая наполняемость специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания.

При комплектовании специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания обращаем внимание на следующее.

Не рекомендуется зачислять в один специальный класс учащихся, имеющих разную структуру и (или) степень тяжести физических и (или) психических нарушений (например, учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) и учащихся с интеллектуальной недостаточностью), учащихся, обучающихся по соответствующему учебному плану специального образования на уровне общего среднего образования разных классов (например, І и ІІклассов, ІІ и ІІІ классов и др.

В учреждениях общего среднего образования рекомендуется открывать классы интегрированного обучения и воспитанияс количеством учащихся с ОПФР, указанным в п.23 Инструкции (далее – классы интегрированного обучения и воспитания полной наполняемости).

В соответствии с п.23 Инструкции образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью в классе интегрированного обучения и воспитания осуществляют учитель и учитель-дефектолог при наличии следующего количества учащихся с ОПФР:

3 учащихся с нарушениями однородного характера: интеллектуальная недостаточность, неслышащие, незрячие, нарушения функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием);

или 5-6 учащихся с нарушениями однородного характера: слабослышащие, слабовидящие, тяжелые нарушения речи, нарушения психического развития (трудности в обучении);

или 3-4 учащихся с разными (не более двух) нарушениями развития. Варианты комплектования класса интегрированного обучения и воспитания в этом случае представлены в Приложении 1.Наиболее целесообразно создание данного варианта класса интегрированного обучения и воспитания на І ступени общего среднего образования.

Классы интегрированного обучения и воспитания с наполняемостью детьми с ОПФРменьше указанной в п. 23 Инструкции (далее – классы интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости) в основном могут открываться в учреждениях образования, расположенных в сельской местности,в случае невозможности организации подвоза детей с ОПФР в опорные учреждения образованияпо интегрированному обучению и воспитанию.

При комплектовании класса интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости необходимо учитывать, что образовательный процесс в нем может быть организован не более чем по двум учебным планам учреждений образования разных типов (например:типовой учебный план общего среднего образования(для соответствующего вида учреждений общего среднего образования)и учебный план первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью). В исключительных случаях может быть открыт класс интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости, образовательный процесс в котором будет организован по типовому учебному плану общего среднего образования (для соответствующего вида учреждений общего среднего образования)и двум учебным планам специальных общеобразовательных школ (специальных общеобразовательных школ-интернатов) в следующих сочетаниях:

учебный план специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с тяжелыми нарушениями речи и учебный план специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);

учебный план специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с тяжелыми нарушениями речи и учебный план первого отделения специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушением слуха и т.п.

Необходимо продолжить работу по созданию групп интегрированного обучения и воспитания в учреждениях дошкольного образования и не допускать случаев зачисления детей с тяжелыми нарушениями речи в пункты коррекционно-педагогической помощи.

  1. IV. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью носит коррекционную направленность и организуется в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ специального образования (ст. 268 Кодекса об образовании) и образовательных программ общего среднего образования (ст. 158 Кодекса об образовании).

В специальных классах образовательный процессосуществляется:

при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования–на основе учебного плана соответствующей специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната)*; учебных программ по учебным предметам для специальных общеобразовательных школ; учебных программ по учебным предметам для учреждений общего среднего образования; учебных программ факультативных занятий; программ коррекционных занятий учебных планов специального образования на уровне общего среднего образования.Обучение и воспитание учащихся специальных классов на І ступени общего среднего образования при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования рекомендуется осуществлять педагогическому работнику,имеющемувысшее образованиепо      профилю«Педагогика.

________________________

* учебные планы первого и второго отделений специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушением слуха; специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушениями зрения; специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с тяжелыми нарушениями речи; специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении); специальной общеобразовательной школы-интерната (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата)

Профессиональное образование», направление «Специальноеобразование»,или высшее образование по профилям «Педагогика»,«Педагогика. Профессиональное образование» и переподготовку понаправлению «Специальное образование».         Обучение учащихся этих специальных классов на ІІ и ІІІступенях общегосреднего образования

по учебным предметам учебных планов соответствующего вида специальной общеобразовательной школы (специальнойобщеобразовательной школы-интерната) осуществляют учителя,которые проводят учебные занятия по соответствующим учебным предметам типового учебного плана общего среднегообразования с учетом структуры и степени тяжести нарушений развития учащихся.

при реализации образовательной программы специального образования науровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью–на основе учебного плана первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы

интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью; учебных программ по учебным предметам для первого отделения вспомогательной школы; учебных программ факультативных занятий; программ коррекционных занятий учебных планов специального образования на уровне общего среднего образования. При реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностьюобучение и воспитание учащихся в І-Х специальных классах, за исключением учебных предметов «Трудовое обучение» (V-Х), «Физическое воспитание и здоровье», «Музыка», рекомендуется осуществлять учителю, имеющему высшее образование по профилю «Педагогика. Профессиональное образование», направление «Специальное образование»,специальность «Олигофренопедагогика», или высшее образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» и переподготовку по направлению «Специальное образование».

Коррекционные занятия в специальных классах при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностьюпроводит педагогический работник, имеющий высшее образование по профилю «Педагогика. Профессиональное образование» направление «Специальное образование»,или высшее образование по профилям «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» и переподготовку по направлению «Специальное образование».

В учреждении образования проводится работа по созданию необходимой образовательной среды,большое внимание следует уделять организации взаимодействия учащихся специальных классов со сверстниками.

В классах интегрированного обучения и воспитания при организации образовательного процесса для детей с ОПФР используется учебный план класса интегрированного обучения и воспитания. В соответствии с п. 13 ст. 279 Кодекса об образовании учебный план класса интегрированного обучения и воспитания на текущий учебный год разрабатывается учреждением образования, на базе которого открыт этот класс, на основе типового учебного плана средней школы, а также соответствующего учебного плана специального образования и утверждается руководителем учреждения образования по согласованию с государственным центром коррекционно-развивающего обучения и воспитания (далее – ЦКРОиР), координирующим деятельность в сфере специального образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

При организации образовательного процесса в классах интегрированного обучения и воспитания полной наполняемости необходимо учитывать следующее.

При реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образованияв I и II классах интегрированного обучения и воспитанияполной наполняемости учебные занятия по учебным предметам «Изобразительное искусство», «Физическая культура и здоровье», «Музыка», «Трудовое обучение», «Основы безопасности жизнедеятельности» рекомендуется проводить учителю со всем составом класса. Учитель-дефектолог проводит коррекционные занятия и учебныезанятияс детьми с ОПФР по остальным учебным предметам учебного плана соответствующей специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната).

В III-V классах интегрированного обучения и воспитания полной наполняемости при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образованиярекомендуется проведение учебных занятий со всем составом класса. При этом учебное занятие по учебному предмету проводят учитель и учитель-дефектолог класса интегрированного обучения и воспитания полнойнаполняемости (за исключением учебных занятий по учебным предметам «Изобразительное искусство», «Физическая культура и здоровье», «Музыка», «Искусство (отечественная и мировая

художественная культура)», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Трудовое обучение», «Иностранный язык»,которые проводят учителя). В случае, если количество учебных часов, отведенных на изучение отдельных учебных предметов типовым учебным планом общего среднего образования (для соответствующего вида учреждений общего среднего образования)и учебным планом соответствующей специальной общеобразовательной школы (специальнойобщеобразовательной школы-интерната) не совпадает, или отдельные учебные предметы включены только в учебный план соответствующей специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната),учебные занятияпо этимучебным предметам проводит учитель-дефектолог класса интегрированного обучения и воспитания полной наполняемости. Перечень коррекционных занятий и учебных предметов, по которым учебные занятия проводит учитель-дефектолог, определяется учреждением образования по согласованию с государственным ЦКРОиР.

При организации образовательного процесса на II и III ступенях общего среднего образования необходимо учитывать, что на учебных занятиях по учебным предметам реализуются в основном учебные программы учреждения общего среднего образования.

При реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью в классах интегрированного обучения и воспитания полной наполняемости учитель-дефектолог, как правило, на протяжении всех лет обучения проводит учебные занятия по всем учебным предметам,заисключением учебных занятий по учебным предметам «Изобразительное искусство», «Музыка», «Физическая культура и здоровье», «Трудовое обучение», «Основыбезопасности жизнедеятельности», которые проводят учителя,преподающие названные учебные предметы. В I-IV классах интегрированного обучения и воспитания учителю-дефектологу распределяется в педагогическую нагрузку разница учебных часов, отведенных на изучение учебного предмета «Трудовое обучение» в типовом учебном планеобщего среднего образования(для соответствующего вида учреждений общего среднего образования)и учебном планепервого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната). Проведение учебных занятий по учебному предмету «Элементы компьютерной грамоты» возможно как учителем-дефектологом, так и учителем информатики.

При распределении учебных часов по учебному предмету «Трудовое обучение» в классах интегрированного обучения и воспитания полной наполняемости рекомендуется, начиная с V класса, использовать тот же принцип, что и в классе интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости.

Обращаем внимание, что в классах интегрированного обучения и воспитания полной наполняемости при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью рекомендуется выделять учителю-дефектологу учебные часы на проведение коррекционных занятий из расчета одинучебный час на одного ребенка, но не более общего количества учебных часов на проведение коррекционных занятий, предусмотренных в учебном плане специального образования. Приводим примеры.

ВI классе интегрированного обучения и воспитания по учебному плану I класса специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательнойшколы-интерната)длядетей стяжелыминарушениями речи обучаются 6 человек. На проведение коррекционных занятий в учебном плане специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательнойшколы-интерната)длядетей стяжелыминарушениями речи предусмотрено 12 учебных часов. Учителю-дефектологу данного класса интегрированного обучения и воспитания может быть выделено на проведение коррекционных занятий 6 учебных часов.

ВI классе интегрированного обучения и воспитания по учебному плану I класса специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) обучаются 6 человек. На проведение коррекционных занятий в учебном планеспециальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении) предусмотрено 4 учебных часа. Учителю-дефектологу в этом классе интегрированного обучения и воспитания может быть выделено на проведение коррекционных занятий не более 4 учебных часов.

Решение о количестве учебных часов, выделяемых на проведение коррекционных занятий, учебных занятий по учебным предметам, принимается учреждением образования совместнос ЦКРОиР.

Образцы учебных планов классов интегрированного обучения и воспитания полной наполняемости представлены в Приложении 2.

Вклассеинтегрированногообучения и воспитания неполной наполняемостиучебные занятия по учебным предметам с учащимися с ОПФР при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью проводят в основном учитель начальных классов или учителя-предметники в составе класса. Кроме того, организуются коррекционные занятия и учебные занятия по отдельным учебным предметам учебного плана специального образования на уровне общего среднего образования.

На проведение коррекционных занятий и учебных занятий по отдельным учебным предметам вклассе интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости в соответствии с примечаниями к учебным планам специального образования на уровне общего среднего образования выделяются учебные часы из расчета:

4 учебных часа в учебную неделю на одного учащегося: слабослышащего, слабовидящего, с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями психического развития (трудностями в обучении);

8 учебных часов в учебную неделю на одного учащегося с интеллектуальной недостаточностью, неслышащего, незрячего, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием).

Из выделяемых учебных часов не менее одного учебного часа на одного ребенка в учебную неделюотводитсяна проведение коррекционных занятий. В случае, если на проведение коррекционных занятий выделяется больше учебных часов, их число не должно превышать количество, указанное в соответствующем учебном плане специального образования.

Оставшиеся учебные часы распределяются, как правило, на учебные занятия по учебным предметам соответствующего учебного плана специального образования, которые отсутствуют в типовом учебном плане общего среднего образования(для соответствующего вида учреждений общего среднего образования)или не совпадают с ним по количеству учебных часов, а также на изучение учебных предметов, вызывающих у учащегося наибольшие затруднения. Из 8 учебных часов, выделяемых на одного учащегося с легкой интеллектуальной недостаточностью, необходимо выделить учебные часы (не менее двух) для проведения учебных занятий учителем трудового обучении с ребенком, обучающимся по учебной программе первого отделения вспомогательной школы, отдельно от общей группы (общих групп) класса (начиная с V класса). Остальные учебные часы по учебному предмету «Трудовое обучение» реализуются при посещении учащимся с ОПФР уроков по трудовому обучению в составе общей группы своего класса, а также в составе учебных групп других классов (не ниже V класса).При изучении учебного предмета «Трудовое обучение» учащиеся разных классов интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости могут объединяться в одну учебную группу.

Обращаем внимание, что количество учебных часов, отводимых на проведение коррекционных занятий и учебных занятий по отдельным учебным предметам, определяется ЦКРОиР в зависимости от количества обучающихся с ОПФР, структуры и степени тяжести нарушений. Приводимпример.

В классе обучаются 2 учащихся с ОПФР: один – по учебному плану специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с тяжелыми нарушениями речи; один – по учебному плану специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении). На проведение коррекционных занятий и учебных занятий по отдельным учебным предметам в таком классе может быть выделено от 5 до 8 учебных часов. Количество учебных часов (5, 6, 7 или 8) определяется учреждением общего среднего образования совместно с ЦКРОиР с учетом степени тяжести нарушений, возможности проведения групповых коррекционных занятий и (или) уроков по отдельным учебным предметам учебного плана соответствующего вида специальной общеобразовательной школы.

Образцы учебных планов классов интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости представлены в Приложении 3.

Обращаем внимание, что вопросы изучения учащимися с ОПФР языков урегулированы постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 13.07.2011 № 69 «Аб некаторых пытаннях вывучэння моў асобнымi катэгорыямi асоб з асаблiвасцямi псiхафiзiчнага развiцця».

Учащиеся с ОПФР Iклассов интегрированного обучения и воспитания полной наполняемости, обучающиеся по учебному плану Iкласса специальной школы, в соответствии с типовым учебным планом общего среднего образования (для соответствующего вида учреждений общего среднего образования) изучают курс«Введение в школьную жизнь» в составе класса. Учитель-дефектолог в соответствии с его педагогической нагрузкой проводит учебное занятиевместе с учителем.

Учащиеся с ОПФР Iклассов интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости курс«Введение в школьную жизнь» изучают в составе класса и на первом и на втором году обучения.

При организации образовательного процесса для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата можно использовать Методические рекомендации по организации интегрированного обучения и воспитания учащихся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях (утверждены Министерством образования Республики Беларусь 16.09.2010)(при создании безбарьерной, адаптивной образовательной среды, организации проведения коррекционных занятий).

Распределение часов организационно-воспитательной работыи дополнительного контроля учебной деятельности учащихся в специальном классе и классе интегрированного обучения и воспитания производится согласно Инструкции о порядке определения оплачиваемых часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся в учреждениях образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.11.2004 № 70.

При реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования используются «Метадычныя рэкамендацыі па фарміраванні культуры вуснага і пісьмовага маўлення ва ўстановах адукацыі, якія рэалізуюць адукацыйныя праграмы агульнай сярэдняй адукацыі», утвержденные 06.06.2016 (с учетом требований учебных программ по учебным предметам для специальных общеобразовательных школ). При реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью используются рекомендации по формированию культуры устной и письменной речи учащихся, обучающихся по учебному плану первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью, изложенные в Инструктивно-методическом письме «О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования, в 2012/2013 учебном году».

Образовательный процесс в специальной группе, группе интегрированного обучения и воспитания имеет коррекционную направленность и организуется в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ специального образования (ст. 268 Кодекса об образовании) и образовательной программы дошкольного образования (ст. 147 Кодекса об образовании).

В группах интегрированного обучения и воспитания при организации образовательного процесса для детей с ОПФР используется учебный план группы интегрированного обучения и воспитания на текущий учебный год, который разрабатывается учреждением образования, утверждается руководителем учреждения образования и согласовывается с государственным ЦКРОиР.

На проведение коррекционных занятий на одного воспитанника с интеллектуальной недостаточностью, нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительными резко выраженным нарушением передвижения или их отсутствием), на одного неслышащего, незрячего выделяется 3,5 учебных часа в учебную неделю; на одного слабовидящего, слабослышащего воспитанника, воспитанника с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями психического развития (трудностями в обучении) – 2,5 учебных часа в неделю. Указанное количество учебных часов проводится учителем-дефектологом.

При разработке учебного плана группы интегрированногообучения и воспитания на текущий учебный год особое внимание следует уделить определению оптимальной формы совмещения образовательных областей и программных требований учебной программы дошкольного образования ипрограмм специального образования на уровне дошкольного образования. Обращаем внимание, что выбор направлений коррекционных занятий, их количества и формы проведения осуществляет учитель-дефектолог с учетом структуры и степени тяжести физических и (или) психических нарушений воспитанников с ОПФР. Образец учебного плана группы интегрированного обучения и воспитания представлен в Приложении 4.

В случае отсутствия в учреждении образования ребенка с ОПФР, зачисленного в специальную группу, специальный класс, класс интегрированного обучения и воспитания полной наполняемости, индивидуальные занятия, предусмотренные с ним в соответствии расписанием, проводятся с другим ребенком.

Если в классе интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости, группе интегрированного обучения и воспитания обучается один ребенок с ОПФР, и он отсутствует на занятии, учитель-дефектолог на основании приказа руководителя учреждения образования выполняет инуюработув соответствиис должностнойинструкцией.Учет выполненной учителем-дефектологом работы во время отсутствия

обучающегося осуществляется в учреждении образования.

В случае необходимости замена учителя-дефектолога специальной группы, группы интегрированного обучения и воспитания, класса интегрированного обучения и воспитания, специального класса в учреждении образования осуществляется на тех же основаниях, что и других педагогических работников.

  1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОПФР

Оптимальный результат при организации образовательного процесса и социальной адаптации ребенка с ОПФР может быть достигнут только при условии тесного взаимодействия администрации учреждения образования, социально-педагогической и психологической службы, учителей, воспитателей, учителей-дефектологов и родителей детей. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОПФР является важной частью и обязательным условием организации интегрированного обучения и воспитания.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:обеспечение доступности образования для ребенка с ОПФР, создание адаптивной образовательной среды;формирование готовности и способности всех участников образовательного процесса к взаимодействию с детьми с ОПФР;включение детей с ОПФР в активное взаимодействие в образовательном пространстве.

Возможны две формы организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР в условиях интегрированного обучения и воспитания:

в рамках деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования;

в рамках деятельности группы психолого-педагогического сопровождения.

Специфика организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР в конкретном учреждении образования зависит от ряда факторов: контингента детей с ОПФР;времени нахождения ребенка с ОПФР в учреждении образования;уровня педагогической компетентности коллектива учреждения образования в вопросах организации обучения и воспитания детей с ОПФР.

В соответствии с п.10 Инструкции в учреждении образования осуществляется социально-педагогическая поддержка обучающихся и оказание им психологической помощи социально-педагогической и психологической службой учреждения образования.

В случае, если ребенку с ОПФР требуется оказание помощи в большем объеме, в учреждении образования может быть создана группа психолого-педагогического сопровожденияпо решению руководителя учреждения, который издает соответствующий приказ.

Деятельность специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОПФР, может быть реализована в двухнаправлениях:

–профилактическое: предупреждение трудностей в адаптации и обучении ребенка с ОПФР;

– актуальное: оказание конкретной помощи специалистов ребенку с ОПФР в преодолении возникших трудностей в обучении, взаимодействии и т.д.

Для обеспечения комплексного подхода к оказанию помощи ребенку с ОПФР в учреждении образования заполняется «Диагностическая картапсихолого-педагогического сопровождения» (Приложение 5) и на её основе при необходимости составляется «Индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения» (Приложение 6).

Деятельность специалистов социально-педагогической и психологической службы отражается в планах работы, материалах по организации и оказанию помощи обучающимся в условиях интегрированного обучения и воспитания, отчетах и аналитических материалах.

Деятельность группы психолого-педагогического сопровождения (в случае ее создания) отражается в плане работы группы психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР, индивидуальных картахпсихолого-педагогического сопровождения, рабочих материалах заседаний группы, аналитическом отчете.

  1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОПОРНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНТЕГРИРОВАННОМУ ОБУЧЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ

С целью совершенствования качества интегрированного обучения и воспитания детей с ОПФР, повышения профессиональной компетенции педагогических работников, реализующих образовательные программы специального образования, рекомендуется приказом начальника отдела образования, спорта и туризма гор(рай)исполкома, начальника управления образования администрации района     г.Минскаопределятьврегионеопорноеучреждение

образования по интегрированному обучению и воспитанию (далее – опорное учреждение образования).

Опорное учреждение образования определяется из числа учреждений дошкольного и общего среднего образования, создавших условия для обучения и воспитания детей с ОПФР, имеющих эффективный опыт организации образовательного процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания, необходимые кадровый потенциал и материально-техническую базу.Количество опорных учреждений образования в регионе определяется с учетом реальной потребности в них, возможностей учреждений образования. В опорном учреждении образования может быть организован образовательный процесс для разных (или одной) категорий лиц с ОПФР.

Функции опорного учреждения образования:

обучающая – создание условий для обучения и воспитания детей с ОПФР, реализация образовательных программ специального образования;

информационно-консультационная – оказание информационной и консультационной помощи педагогическим работникам, руководителям учреждений образования в вопросах обучения и воспитания детей с ОПФР;знакомство педагогических работников учреждений дошкольного, общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодежис эффективными методами работы в условиях интегрированного обучения и воспитания;

инновационная –обеспечение преемственности образовательной деятельности опорного учреждения образования и других учреждений образования в использовании новых методик и технологий интегрированного обучения и воспитания;

социокультурная – использование возможностей социокультурного потенциала региона в интересах образования и воспитания обучающихся с ОПФР.

Задачи деятельности опорного учреждения образования:

создание условий для успешного обучения и воспитания детей с ОПФР и организация образовательного процесса по образовательным программам специального образования в условиях интегрированного обучения и воспитания;

формирование социально активной личности обучающегося с ОПФР;

формирование толерантного отношения к детям с ОПФР у всех участников образовательного процесса;

консультирование руководящих и педагогических работников учреждений образования региона, оказание им информационно-методической поддержки в вопросахобучения и воспитания тех категорий обучающихся с ОПФР, образовательный процесс для которых организован в опорном учреждении образования;

распространение эффективного педагогического опыта по вопросам интегрированного обучения и воспитания, в том числе через средства массовой информации, размещение информации на веб-сайте опорного учреждения образования.

Основные направления деятельности опорного учреждения образования:

организация образовательного процесса для детей с ОПФР в соответствии с рекомендациями ЦКРОиР;

создание безбарьерной, адаптивной образовательной среды в учреждении образования;

организация в учреждении образования эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОПФР;

методическая и информационная поддержка образовательного процесса,создание медиатеки по вопросам обучения и воспитания детей с ОПФР;

участие в апробации инновационных образовательных технологий, методик интегрированного обучения и воспитания, управления учреждением образования в условиях интегрированного обучения и воспитания и их адаптация к имеющимся условиям функционирования в региональной системе образования;

организация и проведение конференций, семинаров, практикумов, групповых консультаций с учетом конкретных запросов педагогических работников, категории обучающихся с ОПФР, для которыхорганизован образовательный процесс, особенностей реализации учебных программ специального образования с демонстрацией специфических приемов работы педагогов с детьми с ОПФР;

организация взаимодействия с законными представителями обучающихся, в том числе с использованием интернет-ресурсов;

взаимодействие с ЦКРОиР, другими опорными учреждениями образования по вопросам интегрированного обучения и воспитания.

В опорном учреждении образования могут быть организованы постоянно действующие семинары для педагогических работников, использоваться такие формы работы как практикумы, дискуссии, деловые игры, индивидуальные и групповые консультации. Презентация эффективного педагогического опыта может осуществляться через систему открытых учебных занятий, внеклассных мероприятий, конкурсов, выставок, методических дней и недель, занятий методических объединений, творческих групп, школ передового педагогического опыта и др. Опорное учреждение образования может разрабатывать и доводить до сведения учреждений образования графики открытых учебных занятий, внеклассных мероприятий, консультаций, перечень семинаров, семинаров- практикумов, творческих отчетов.

В опорном учреждении образования рекомендуется оформлять следующую документацию:план работы (в соответствии с основными направлениями деятельности), согласованный с отделом образования,спорта и туризма гор(рай)исполкома, управлением образования администрации района г.Минска;методические и аналитические материалы; материалы проводимых мероприятий; отчет о работе за учебный год.

По запросу отдела образования, спорта и туризма, гор(рай)исполкома, государственного ЦКРОиР опорное учреждение образования предоставляет им оперативную информацию по направлениям своей деятельности.

Основанием для прекращения деятельности опорного учреждения образования является приказ начальника отдела образования, спорта и туризма гор(рай)исполкома, управления образования администрации района г.Минска.

  • ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ

В учреждениях дошкольного и общего среднего образования, создавших специальные группы, группы интегрированного обучения и воспитания, специальные классы, классы интегрированного обучения и воспитания, необходимо наличие следующей документации:

приказ руководителя учреждения образования о созданииспециальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них. В приказе указывается также учебный план специального образования, в соответствии с которым организуется образовательный процесс для ребенка с ОПФР;

заявления законных представителейобучающихся о зачислении в специальные группы, группы интегрированного обучения и воспитания, специальные классы, классы интегрированного обучения и воспитания  и организации образовательного процесса по образовательным программам специального образования. Целесообразно написание заявлений законными представителями всех обучающихся группы интегрированного обучения и воспитания, классаинтегрированного обучения и воспитания. При смене учащимися с ОПФР коллектива класса интегрированного обучения и воспитания рекомендуется наличие заявлений законных представителей всех учащихся нового класса, в состав которого будет зачислен ребенок;

заключение государственного ЦКРОиР с рекомендациями об обучении и воспитании лица с ОПФР по образовательным программам специального образования и учебным планам специального образования с согласием законных представителей с рекомендациями;

копиясвидетельства о рождении ребенка;

медицинская справка о состоянии здоровья ребенка установленной формы;

учебный план специальной группы, группы интегрированного обучения и воспитания, специального класса, класса интегрированного обучения и воспитания на текущий учебный год, утвержденный руководителем учреждения образования и согласованный с директором государственного ЦКРОиР;

расписания учебных занятий по учебным предметам (образовательным областям) и коррекционных занятий, утвержденные руководителем учреждения образования. В расписаниях указываются названия учебных занятий по учебным предметам (образовательным областям) и коррекционных занятий, день и время проведения;

классный журнал(в учреждениях общего среднего образования);

журнал учета проведенных занятий и посещения их детьми (в учреждениях дошкольного образования);

диагностические карты психолого-педагогического сопровождения. Заполняются в начале учебного года на каждого обучающегося с ОПФР и сохраняются в учреждении образования на протяжении всего времени обучения ребенка;

тетрадь преемственности в работе учителя-дефектолога и воспитателя (в учреждении дошкольного образования);

индивидуальнаякарта психолого-педагогического сопровождения (при необходимости).

Педагогическими работниками специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания, специальных классов, классов интегрированного обучения и воспитания осуществляется ведение следующих документов:

диагностические карты, которые заполняются учителем-дефектологом;

календарно-тематическое планированиеучебного материала по учебным предметам (образовательным областям) и коррекционным занятиям;

поурочное (текущее) планированиеучебного материала, коррекционных занятий, форму ведения которого, его объем и т.д. педагогический работник определяет самостоятельно.

При заполнении классного журнала в классе интегрированного обучения и воспитания обращаем внимание на следующее.

Учитель класса, учителя-предметники, которые проводят учебные занятия с учащимися с ОПФР в составе класса, в случае несовпадения изучаемых тем урока оформляют записи на правой странице классного журнала в две строки в отведенной горизонтальной графе.

В классном журнале отводятся страницы для учета проведенных учебных занятий по учебным предметам и коррекционных занятий с учащимися с ОПФР, на которых осуществляют записи в соответствии с указаниями к оформлению и ведению журнала учитель-дефектолог и учителя, имеющие педагогическую нагрузку для работы с детьми с ОПФР.При оформлении страниц журнала, отведенных для записей коррекционных занятий, указывается название коррекционного занятия (с маленькой буквы, без кавычек).Например:

развитие познавательной деятельности

развитие эмоционально-волевой сферы

Отметки за четверть учащемуся с ОПФР выставляются учителем-дефектологом по учебным предметам, учебные занятия по которым проводятся только им. Классный руководитель переноситчетвертные и годовые отметки учащегося с ОПФР со страницы, заполняемой учителем-дефектологом, на левую страницу журнала соответствующего учебного предмета и на страницу «Сводная ведомость учета результатов учебной деятельности и поведения учащихся». Если учебные занятия по учебному предмету проводятся и учителем, и учителем-дефектологом, отметка за четверть выставляется учителем на левой странице журнала, отведенного для данного учебного предмета с учетом текущих отметок, выставленных учителем-дефектологом.

При оформлении записи в журнале по итогам учебного года о переводе учащегося с ОПФР в следующий класс обязательно указывается учебный план специальной школы. Например:

переведен в III класс по учебному плану IV класса первого отделения вспомогательной школы.

В решении педагогического совета соответствующая запись о переводе учащихся оформляется полностью. Например:

переведен в III класс интегрированного обучения и воспитания по учебному плану IV класса первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) для детей с интеллектуальной недостаточностью.

В случае, когда в классе интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости обучается один учащийся с ОПФР, и он отсутствует, учитель-дефектолог в классном журнале на левой странице журнала указывает дату и делает отметку «н».На правой странице журнала рекомендуется указать дату и записать тему предыдущего урока или коррекционного занятия.

В отдельных случаях, когда в классном журнале класса интегрированного обучения и воспитания не могут быть оформлены все записи, может быть заведен журнал, в котором осуществляется учет проведенных с учащимися с ОПФР уроков и коррекционных занятий и посещения их детьми, который заполняется учителем-дефектологом и учителями, имеющими педагогическую нагрузку для работы с детьми с ОПФР в соответствии с указаниями к оформлению и ведению классного журнала.

В случае, когда темы урока в классе интегрированного обучения и воспитания несовпадают и нет возможности их зафиксировать в классном журнале, может быть заведенатетрадь учета учебных занятий по учебным предметам, проведенных с детьми с ОПФР.

В Личнойкарточке учащегося указывается класс, в который зачислен учащийся с ОПФР, в скобках – класс, по учебному плану которого будет организован образовательный процесс для него. В случае совпадения нумерации классов запись в скобках не оформляется. Например: I; I(II); V; V(VI)