Гражданско-патриотическое воспитание детей – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.
Дошкольное детство – благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования патриотизма, так как для детей дошкольного возраста характерны
- высокая восприимчивость,
- легкая обучаемость,
- безграничное доверие взрослым,
- стремление подражать им,
- эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.
Целью патриотического воспитания является сформированность основ патриотизма как нравственного качества личности. Но это качество не возникает у людей само по себе. Придерживаясь принципа – от малого к великому, своевременное формирование у детей чувства патриотизма необходимо начинать с младшего дошкольного возраста с воспитания любви и привязанности к малой Родине: к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, к тому месту, где ребёнок родился, где находится его дом, улица, детский сад. Родина начинается с любви к той земле, на которой родился и живешь. Но просто любить родную землю недостаточно, необходимо знать историю, культуру, достопримечательности, заповедные уголки, то чем славится родной город – край знаменитых земляков. У ребенка должно появиться чувство национальной гордости за свою малую родину. Поэтому главной целью педагогов является воспитание гражданина, любящего и знающего свой город, край и все, что с ними связанно. Для достижения этой цели перед педагогами дошкольных учреждений ставится ряд задач:
– воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился;
– формирование у дошкольников нравственных качеств личности через знакомство с историей и современностью родного города;
– формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, гордости за свою малую родину;
– воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям;
– формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края.
В работе по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников используются следующие методы:
1. Целевые прогулки.
2. Наблюдения.
3. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом нужных объектов и непосредственными наблюдениями детей.
4. Беседы с детьми о Республике Беларусь.
5. Использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение).
6. Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
7. Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по благоустройству территории детского сада и т. д.).
8. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестно выполненные поручения, за хорошее поведение в общественных местах.
9. Личный пример педагога, любящего свою работу, свою улицу, свой город, поселок и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить, что мировоззрение педагога его взгляды, суждения, активная жизненная позиция самый сильный фактор воспитания).
Успешность развития детей при знакомстве с родным городом, поселком станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
С этой целью с детьми организуются:
- занятия,
- игры,
- беседы,
- разные формы познавательной практической деятельности,
- художественная деятельность,
- праздники и развлечения;
- труд;
- образовательные услуги.
Воспитывая у детей любовь к малой родине, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица страны, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
– повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);
– везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
– повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
– люди берегут и охраняют природу;
– есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям.
Содержание нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста отражено в учебной программе дошкольного образования. Акцентирует данное направление в образовательных компонентах образовательных областей «Ребёнок и общество», «Ребёнок и природа», «Искусство». Эффективному усвоению детьми знаний по данным областям содействует тематическое планирование, так как темы логически связаны между собой и составляют целостное представление о Родине. Культура малой Родины должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.