Пункт коррекционно – педагогической помощи

В пункте коррекционно-педагогической помощи работает

 учитель-дефектолог первой квалификационной категории

Скавинская Ирина Павловна

 

График работы

 

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
8.00 – 15.30 8.00 – 15.30 8.00 – 15.30 15.00 – 15.30 8.00 – 13.00

 

ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА  в нашем  учреждении  направлена на исправление дефектов речи; компенсацию и коррекцию имеющихся недостатков в развитии детей  со сниженной  познавательной  активностью, нарушениями эмоционально-волевой сферы  и  недостаточной  сформированностью  основных психических процессов, таких как:  восприятие, внимание, память, мышление.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:

  • диагностическое
  • коррекционно-развивающее;
  • консультативное;
  • социально-педагогическое;
  • методическое;
  • информационно-аналитическое.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ: 

Работа проводится в форме коррекционных занятий, индивидуальных и групповых. Консультации  проводятся как для специалистов  школы, так и для родителей. Вы можете посетить открытые занятия учителя-дефектолога и больше узнать о существующих  трудностях в развитии вашего ребёнка и путях их преодоления, а также  порадоваться  нашим успехам.

Родителям нужно помнить, что большую часть времени ребенок проводит не в школе, а в семье. Поэтому одни занятия учителя-дефектолога с ребенком не дадут такого результата, который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалиста совместно с родителями.

План консультаций учителя-дефектолога

Дата Тема
08.09. 2023 Учитель-дефектолог в школе
11.09. 2023 Учителю об организации образовательного процесса с учащимися с нарушениями психического развития
15.09.2023 Знакомство с работой пункта коррекционно-педагогической помощи в детском саду
02.10.2023 Учителю об организации образовательного процесса с учащимися с тяжелыми нарушениями речи
13.10.2023 Артикуляционная гимнастика. Мастер-класс
20.10.2023 Как помочь ребенку успешно овладеть навыками чтения и письма
13.11.2023 Как помочь ребенку справиться со школьными трудностями. Гиперактивность и гипоактивность
20.11.2023 Как помочь ребенку справиться со школьными трудностями. Леворукость
08.12.2023 Игры и игрушки для развития ребенка своими руками. Мастер-класс
18.12.2023 Что нужно знать родителям о воспитании особого ребенка
12.01.2024 Профилактика трудностей в обучении чтению и письму
22.01.2024 Рекомендации учителя-дефектолога по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста
09.02. 2024 Развитие межполушарных связей как средство развития познавательных процессов
23.02. 2024 От пальчиков к голове. Важность развития мелкой моторики
11.03. 2024 Умение рассказывать – важнейшее условие развития речи
22.03. 2024 Как эффективнее учить буквы
02.04. 2024 Аутизм – проблема не одного человека
15.04. 2024 Работа медико-психолого-педагогической комиссии
13.05. 2024 Развитие фонематического слуха
24.05. 2024 Как заниматься с ребенком летом

Консультация для родителей

УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ В ШКОЛЕ

Общаясь с родителями, приходится часто слышать: «А зачем нам идти к учителю-дефектологу в школе? Мы все звуки говорим нормально», или «А что учитель-дефектолог делает в школе?». В связи с этими вопросами возникла необходимость ответить на них. Что делает учитель-дефектолог?

Основные направления работы учителя-дефектолога в школе – это коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами нарушений у младших школьников.

Широко распространено мнение о том, что учителя-дефектологи только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так. Глобальной целью коррекционно-педагогической помощи является развитие всей речевой системы в целом, а именно:

  • развитие связной речи
  • накопление и совершенствование словаря
  • развитие фонематического слуха
  • развитие грамматической стороны речи
  • обучение навыкам словообразования и словоизменения
  • коррекция произношения.

В ходе работы решается ряд дополнительных задач:

  • профилактика и исправление нарушений письма и чтения;
  • развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);
  • формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать педагога, быть понимаемым для педагога, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки);
  • формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки).

Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижение учебной мотивации, возникающих в связи с этим отклонений в поведении.

Причины, вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима помощь учителей и родителей, причем, помощь своевременная, квалифицированная, систематическая. Такой подход и осуществляется учителем-дефектологом школы.

Какие ошибки должны насторожить родителей.

Это ошибки, не связанные с правилами русского языка, то есть ошибки, допускаемые там, где написание слов, казалось бы, не вызывает никаких затруднений:

  1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому (зрительному) сходству: б-д, п-т, Е-3, а-о, д-у и т.д.
  2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие звука или его замена отражается и на письме. Ребёнок пишет то, что говорит: сапка – шапка, теловек – человек, вопата – лопата.
  3. Смешение фонем по артикуляционному (произносительному) сходству. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям даётся письмо под диктовку. Смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие звуки, звуки ч, ц, щ между собой и с другими фонемами. Например: тубло – дупло, лёбит – любит.
  4. Мы часто радуемся, когда ребёнок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированном звуковом восприятии может привести к ошибкам на письме: пропуск букв, слогов, недописывание слов.
  5. Много ошибок из-за неумения ребёнка передавать на письме мягкость согласных: сольить – солить, вьезёт – везёт.
  6. Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок также является одним из проявлений дисграфии: Всаду вы росли чудесные розы – в саду выросли чудесные розы.

Каковы же причины возникновения этих ошибок?

Наследственность.

  • Органические повреждения корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма, запаздывание созревания этих систем мозга, нарушение их функционирования.
  • Несформированность зрительно-пространственных представлений в дошкольном возрасте (это неумение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве: вверху-внизу, слева-справа). Всё это приведёт к тому, что ребёнку будет сложно запомнить – печатные и письменные буквы. Он не сможет уловить тонкие различия в написании похожих букв.
  • Нарушение звукопроизношения. Ребенок неправильно произносит звуки, заменяет один звук другим. Внимание требуют дети, имеющие недостаточно чёткую артикуляцию. Дети пишут с опорой на проговаривание. Нечёткое проговаривание при чтении и письме влечёт за собой ошибки.
  • Нарушение фонематического слуха. Так ребенок снормальным слухом, с замечательным музыкальным слухом может не различать похожие по звучанию и произнесению звуки (парные звуки по звонкости – глухости: б-п; д-т; з –с; ж –ш; г –к ; парные по твёрдости- мягкосити : б-бь; д-дь; л-ль;р – рь; и др.). Если ребёнок не улавливает разницы в звучании, то это отразится и в письменной речи в виде замен одних букв другими.
  • Ошибки в виде пропусков, добавлений, перестановок букв и слогов возникают у детей, которые не умеют анализировать слова(не могут назвать 1-ый и последний звук, соседние звуки, количество звуков в слове, их последовательность).
  • Бедный словарный запас дошкольника и школьника, недостаточно развитая связная речь приведут к трудностям в построении грамотного высказывания, в составлении рассказа, пересказа, в написании изложения и сочинения.

Когда и зачем нужны коррекционно-педагогические занятия?

Уважаемые родители! Обращайтесь за помощью к учителю-дефектологу своевременно!

Если ребёнок пришёл в первый класс с нарушенным звукопроизношением, процесс освоения им письма и чтения значительно усложняется.

Дети, занимавшиеся в детском саду с учителем-дефектологом, находятся под особым контролем у школьного учителя-дефектолога, так как у этих детей, в первую очередь, могут возникнуть трудности с освоением письменной речи.

Дополнительное внимание и контроль помогут предотвратить вероятные трудности.

Уважаемые родители, обращаем ваше внимание, что к моменту поступления в школу предполагается, что проблемы, связанные со звукопроизношением вашего ребёнка, решены в дошкольный период.

Если вы откладываете постановку звуков у вашего ребёнка до поступления в школу, вы делаете большую ошибку.

Задачи учителя-дефектолога школы несколько иные, чем у учителя-дефектолога дошкольного учреждения. Учитель-дефектолог в школе занимается исправлением недостатков письменной речи и чтения, а также профилактикой этих нарушений.

В начале учебного года первоклассники и другие ученики начальной школы проходят обследование у учителя-дефектолога, которое помогает наиболее полно охватить все этапы речевого развития ребёнка.

По результатам обследования на коррекционно-педагогические занятия приглашаются учащиеся с выявленными трудностями в области фонетико-фонематического восприятия, с трудностями в области словообразования, словарного запаса, а также в области связной речи.

Учитель-дефектолог проводит подгрупповые и индивидуальные занятия 2-4 раза в неделю.

Необходимость в дальнейшем обучении с учителем-дефектологом определяется в результате дополнительного обследования в конце учебного года.

Консультация для родителей

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ УСПЕШНО ОВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

Уважаемые родители! Перед вами перечень упражнений и рекомендаций, которые помогут вашему ребенку в более успешном овладении навыками чтения и письма. Для получения результатов эти задания следует выполнять регулярно.

  1. Определение наличия или отсутствия звука в слове.

Вопросы типа: «Есть ли звук [р] в слове «рак», «сад», «рыба», «миска», «арбуз» и т.п.

  1. Подбор слов на заданный звук.

«Придумай слово, которое начинается на звук [а], [м], [с]» и т.п.

  1. Определение первого и последнего звука.

«Назови первый звук в слове «мак», последний звук в слове «сын».

  1. Определение количества и последовательности звуков в простых словах.

«Скажи, сколько звуков в слове «лук», «муха», назови первый, второй, третий звук этих слов» и т.п. Материал нужно постепенно усложнять, подбирая слова из пяти, шести, семи звуков. Для упрощения подсчета количества звуков в слове ребенок может использовать пальцы руки, загибая их при назывании каждого звука.

  1. Деление слов на слоги.

Перед тем, как обучать ребенка делению слов на слоги, нужно объяснить ему, что звуки речи бывают гласными и согласными. Гласные звуки – это те звуки, которые поются, тянутся. Обозначаем мы их красным цветом. Рассмотрите с ребенком алфавит, назовите вместе с ним гласные звуки. Согласные звуки – это те звуки, которые нельзя пропеть и которые встречают во рту преграду. Например, звук [п] – не поется, не тянется и встречает во рту преграду в виде губ. Называйте ребенку разные звуки и просите его определить, какой это звук: гласный или согласный и объяснить, почему он так считает.

Только после того, как ребенок четко различает гласные и согласные звуки, следует переходить к делению слов на слоги. Ребенку следует запомнить правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов». Начинать работу следует с простых слов. Для облегчения работы можно попросить ребенка «прохлопать» слоги. Например, слово «ЛУНА» Давай «прохлопаем» это слово ЛУ-НА. Сколько раз ты хлопнул? (Два.) Значит, сколько слогов в этом слове? (Два.). Назови первый слог. (ЛУ). Какая там гласная? (У). Назови второй слог (НА). Какая там гласная? (А). Сколько гласных в этом слове? Назови эти гласные ещё раз. Вспомни правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов». Сколько гласных у нас получилось? Значит, сколько слогов в этом слове? После такого подробного разбора слово можно записать, проговаривая его по слогам.

Далее подчеркнуть в этом слове красным карандашом гласные.

Вертикальной чертой разделить слово на слоги. ЛУ│НА.

Точно так же следует работать и с другими словами, постепенно усложняя материал. Особое внимание следует обратить на слова со стечением согласных.

Например, КОШКА. Следует объяснить ребенку, что звуки Ш и К «не хотят дружить» и «расходятся» в разные слоги. Поэтому такие слова делятся на слоги следующим образом: КОШ│КА.

Когда ребенок научится делить слова на слоги самостоятельно и безошибочно, можно диктовать ему диктанты слов, а также предложить следующее задание: «Распредели слова в три столбика». Чертятся три столбика. Первый столбик называется «1», второй столбик – «2», третий столбик – «3» Вы диктуете ребенку слова и просите ребенка слова с одним слогом записать в первый столбик, слова с двумя и тремя слогами – во второй и третий столбики соответственно. При этом, когда ребенок записывает слова, попросите его предварительно вслух проговорить слово по слогам, а также проговаривать слово по слогам во время его написания.

  1. Запись предложений.

Перед тем, как записывать предложения, следует вспомнить, что все слова в предложении пишутся раздельно. Начало предложения пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.

Также перед записью предложения следует составить его графическую схему. Например: «Саша ест кашу». Сколько слов в этом предложении? Назови первое слово, второе, третье. Начерти столько черточек, сколько слов в этом предложении.

──  ──  ──

Первое слово пишется с какой буквы? (С большой.)

Почему? (Потому что это начало предложения и это имя собственное.) Большую букву на схеме мы обозначаем уголочком. Что ставим в конце предложения? (Точку.) В итоге должна получится следующая схема:

└─  ──  ──  ∙

После того, как схема составлена, следует проговорить каждое слово по слогам и записать предложение, опираясь на схему.

Далее следует увеличивать количество слов в предложении, добавлять предлоги и имена собственные. Например, Утром Маша пошла в лес. Схема этого предложения будет выглядеть следующим образом:

└─  └─  ──  ──  ──  ∙

  1. Чтение.

Перед тем, как обучать ребенка чтению следует убедиться, что ребенок знает все буквы русского алфавита. Если ребенок не может запомнить букву, то для её запоминания следует попросить ребенка нарисовать эту букву, разукрасить её, вылепить из пластилина, вырезать из бумаги, найти эту букву в тексте и обвести или зачеркнуть её и т.п.

Обучение чтению следует начинать со слогов. При этом нужно помнить, что произносим мы звуки, а не буквы. Например, звук [м], а не «мэ» или «эм».

Также перед тем, как ребенок будет читать слоги, полезно их проговорить устно. Например, «а» «м» – что получится? «ам»; «т» «а» – что получится? «та» .

Только после того, как ребенок научился хорошо читать слоги, следует переходить к чтению слов и только потом к чтению предложений. Для более успешного овладения навыками чтения можно воспользоваться «Букварем» таких авторов, как Ткаченко Т.А., Жукова Н.С.

  1. Развитие словарного запаса.

Ребенок должен назвать по вашей просьбе овощи, фрукты, домашних животных и их детенышей, посуду, одежду и т.п., а также должен уметь подобрать обобщающее слово к картинкам или словам. Например, «яблоко», «груша», «слива» – это … ? или «сапоги», «туфли», «босоножки» – это … ?

  1. Развитие связной речи.

Ребенок должен уметь рассказывать о себе, о своей семье, об услышанном или увиденном, составлять рассказ по картинке, по серии сюжетных картин.

При пересказе сказок или небольших рассказов он не должен нуждаться в дополнительных вопросах и стимулирующей помощи такого типа: «О чем говорилось в рассказе?», «Как звали мальчика?», «Вспомни, что было дальше». Предложения в рассказе должны быть логически связаны между собой.

  1. Ориентировка в пространстве.

Ребенок не должен испытывать трудности в определении правой и левой руки, а также предметов, которые находятся справа и слева от него. Он должен правильно называть пространственное взаиморасположение предметов, используя предлоги. Например, «карандаш лежит под коробкой», «котенок вылез из-под дивана» и т.д. Также он не должен смешивать понятия: «сначала» – «потом», «сзади» – «спереди», «старше» – «моложе».

Удачи Вам и Вашему ребенку!

Консультация для родителей и педагогов

 КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ СПРАВИТЬСЯ СО ШКОЛЬНЫМИ ТРУДНОСТЯМИ

 Гиперактивность и гипоактивность

Обучение в школе – одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребёнка; всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам.

Особенности обучения в современной школе связаны с всё нарастающим объёмом информации, значительной интенсификацией прохождения материала, с постоянной модернизацией и усложнением учебных программ. Подобные условия обучения предъявляют к организму младшего школьника самые высокие требования, школа с первых же дней ставит перед учеником ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. И очень важно, чтобы дети прошли этот тяжёлый путь без ущерба для своего здоровья, не утратив интереса к учёбе, не потеряв веру в себя, в свои силы.

Программы по новым образовательным стандартам очень усложнились, и многие дети справляются с ними с трудом. Редкий ребёнок бывает так хорошо подготовлен к школе, чтобы учиться с лёгкостью, и родители такого ребёнка воистину проделали колоссальную работу, развивая сына или дочь.

Ни один учебный год в последнее время не обходится без сетований родителей на сложные и непонятные программы начальной школы, на загруженность детей, необходимость вместе с ними делать домашние задания и другие трудности.

Многих сегодня волнует вопрос, каким образом в условиях общеобразовательной школы создать предпосылки для оптимального развития каждого ребёнка, в частности для тех, кто испытывает те или иные трудности в обучении? Это тем более важно, что пробелы в знаниях, образовавшиеся в начальном периоде обучения чтению, письму, математике, как правило, приводят к серьёзным проблемам на последующих этапах обучения.

Успешность обучения каждого ученика зависит от свойственного ему уровня развития.

Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что, отдав ребёнка в школу, можно облегчённо вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно же, школа не отказывается от своих обязанностей, но – это дело не только школы, но и родителей. Именно родители могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель.

В последние годы мы отмечаем значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе.

Школьные трудности гиперактивных детей.

Трудности обучения наиболее часто отмечаются у детей, которые имеют те или иные виды нарушенного поведения. Среди них значительную группу представляют так называемые расторможенные, двигательно-беспокойные, гиперактивные дети. Чрезмерно возбудимые, порой агрессивные, раздражительные, они с трудом переносят напряжение, у них быстро снижается работоспособность. Они не в состоянии организовать свою деятельность, неспособны фиксировать своё внимание на работе, не могут установить нормальные отношения со сверстниками. Такие дети резко реагируют на отказ в чём-либо, не владеют собой, тотчас забывают хорошие намерения и предпочитают делать только то, что им нравится, доставляет удовольствие.

Нарушение поведения, как правило, сочетается у этих детей с целым комплексом трудностей в письме, чтении и математике. Помочь такому ребёнку можно только при совместной работе учителя и родителей.

Во-первых, стоит разобраться, действительно ли ребенок гиперактивный, по возможности обратиться к специалисту – педиатру, неврологу, психологу.

Во-вторых, необходимо научиться общаться со своим непоседой.

Рассмотрим некоторые рекомендации:

  • Не допускайте (никогда, даже в критических ситуациях) грубость, унижение достоинства, злость.

Выражения типа «Терпеть ненавижу», «Ты меня извел», «У меня нет сил», «Ты мне надоел», повторяемые несколько раз в день (не говоря о более грубых), бессмысленны. Ребенок просто перестает их слышать.

  • Не разговаривайте с ребенком между делом, раздраженно, показывая всем своим видом, что ребенок отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете отвлечься («Извини, малыш, я сейчас закончу, и мы с тобой обо всем поговорим»).

В-третьих, постарайтесь учесть высокую отвлекаемость и неустойчивую работоспособность этих детей .

Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий гиперактивными детьми:

  • Рабочее место ребёнка должно быть тихим и спокойным, где ребёнок мог бы заниматься без помех.
  • Тщательно планируйте выполнение домашних заданий: «Сначала сделать это, потом…».
  • При выполнении ребенком графических заданий (копирование, списывание букв, цифр) следите за правильной посадкой, положением ручки и тетради.
  • Говорите с ребенком спокойно, без раздражения. Речь должна быть четкой, неторопливой, инструкция (задание) ясной и однозначной.
  • Не акцентируйте внимание ребенка на неудаче – он должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы, а успех возможен.

Школьные трудности медлительных детей.

Теперь поговорим о другой категории детей, у которых тоже часто отмечаются трудности обучения – это медлительные дети. Медлительные дети – особая группа риска, так как их школьные проблемы могут быть связаны только с медленным темпом деятельности. Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, особенность нервной деятельности.

Доказано: даже небольшая степень медлительности сильно снижает шансы ребенка на школьные успехи. И поэтому помощь таким детям необходима не тогда, когда уже налицо неуспеваемость и отклонения в здоровье, а с первых дней в школе. Медлительных детей примерно 10–20%. Это дети, у которых в 1,5–2 раза медленнее темп речи, ходьбы, всех движений, низкая скорость выполнения всех сложных действий, и прежде всего письма и чтения. Однако качество выполнения всех действий в своем темпе может быть очень высоким. Если представить себе, что каждое отдельное действие выполняется почти в 2 раза медленнее, то становится понятным, почему медлительный ребенок пишет во много раз медленнее остальных и почему так медленно читает. Медленный темп нельзя оценивать в категориях «хорошо – плохо». Это особенность ребенка.

Можно ли заставить ребенка работать быстрее?

Медлительного ребенка нельзя заставить писать и читать быстрее. С возрастом (если ребенок не будет доведен до невроза) скорость письма и чтения увеличится (по мере совершенствования самой деятельности). Однако у детей с низкой подвижностью нервных процессов скорость письма и чтения всегда будет ниже, чем у обычных. На начальном этапе обучения нельзя форсировать скорость работы. Торопить, подгонять такого ребенка не только бесполезно (быстрее работать он не будет, эффект окажется обратным), но и вредно. Отрицательно сказывается на состоянии медлительного ребенка ограничение времени на отдых. Это, в свою очередь, снижает работоспособность, повышает утомляемость, что сразу же сказывается и на письме (ухудшается почерк, появляются ошибки – пропуски, замены, недописывания, исправления), и на чтении – «теряется строка», появляются ошибки чтения, возможен эффект «угадывающего» чтения, возникают проблемы понимания текста, трудности пересказа. Медлительный ребенок с трудом воспринимает информацию в очень быстром темпе. Для медлительного ребенка все школьные нагрузки утомительны. Поэтому после школы ему лучше быть дома, в спокойной обстановке. Продленка – не для медлительных детей.

При работе с такими детьми главный залог успеха заключается в том, чтобы создать такую обстановку, которая позволила бы ребёнку работать в доступном для него темпе, не торопить, успокаивать, поддерживать и не забывать хвалить его, создавать все условия для спокойной работы и занятий, обращать внимание на каждое успешно выполненное задание.

Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий медлительными детьми:

  • Тщательно планируйте выполнение домашних заданий: «Сначала сделать это, потом…».
  • Создавайте такую обстановку дома, которая позволила бы ребёнку выполнять домашнее задание в собственном оптимальном для него темпе.
  • Начинайте приготовление уроков с менее сложных, затем переходите к более сложным.
  • Во время приготовления домашних заданий через каждые 30 минут работы давайте возможность ребёнку отдохнуть 10-15 минут, желательно провести физкультминутку под музыку (они восстанавливают работоспособность, отдаляют утомление).
  • Не торопите, успокаивайте, поддерживайте ребёнка и не забывайте хвалить его за каждое успешно выполненное задание.

ПУНКТ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Общие положения

  1. Настоящее Положение определяет порядок деятельности пункта коррекционно-педагогической помощи государственного учреждения образования «Прилепская средняя школа».
  2. Пункт коррекционно-педагогической помощи (далее – пункт) как структурное подразделение создается в государственном учреждении образования «Прилепская средняя школа», которому в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.
  3. Решение о создании пункта принимает директор государственного учреждения образования «Прилепская средняя школа», при наличии необходимого количества лиц, осваивающих содержание образовательных программ общего среднего образования и имеющих стойкие или временные трудности в их освоении (далее, если не указано иное, – учащиеся).
  4. Пункт прекращает свою деятельность в случае отсутствия необходимого количества учащихся, указанных в части второй пункта 7настоящего Положения.

Основанием для прекращения деятельности пункта является решение директора государственного учреждения образования «Прилепская средняя школа», создавшего пункт.

  1. Основной целью деятельности пункта является оказание коррекционно-педагогической помощи лицам, осваивающим содержание образовательной программы общего среднего образования и имеющим стойкие или временные трудности в их освоении.
  2. Задачами пункта являются:

изучение особенностей психофизического развития учащихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;

формирование общих способностей учебной деятельности с целью выполнения учащимися требований образовательных стандартов общего среднего образования;

формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у учащихся.

  1. В пункте для оказания коррекционно-педагогической помощи учащиеся объединяются в группы.
  2. В зависимости от характера нарушения физического и (или) психического развития в пункте могут быть сформированы группы для учащихся:

с нарушениями речи;

с нарушением слуха;

с нарушениями зрения;

с нарушениями психического развития (трудностями в обучении).

Зачисление учащихся в пункт коррекционно-педагогической помощи и их отчисление

  1. Зачисление учащихся в пункт осуществляется приказом директора государственного учреждения образования «Прилепская средняя школа», создавшего пункт, на основании следующих документов:

заявления законного представителя учащегося;

заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР).

  1. В пункт могут зачисляться учащиеся из других учреждений образования, реализующих образовательную программу общего среднего образования, при наличии свободных мест.
  2. Отчисление учащихся из пункта осуществляется приказом директора государственного учреждения образования «Прилепская средняя школа», создавшего пункт, после исправления нарушений физического и (или) психического развития.

Организация и содержание коррекционно-педагогической помощи в пункте

  1. Коррекционно-педагогическая помощь в пункте оказывается учителем-дефектологом в форме занятий, направленных на исправление нарушений физического и (или) психического развития учащихся, активизацию их познавательной деятельности, нормализацию учебной деятельности.
  2. Коррекционно-педагогическая помощь учащимся в пункте оказывается с учетом возраста учащегося, структуры имеющегося у него физического и (или) психического нарушения и в соответствии с расписанием занятий, которое утверждается директором государственного учреждения образования «Прилепская средняя школа», создавшим пункт.

Периодичность посещения занятий учащимися составляет 2 – 4 раза в неделю.

  1. Распределение учащихся в пункте по группам осуществляется учителем-дефектологом пункта на основании заключения ЦКРОиР.
  2. Занятия в пункте проводятся с 16 сентября по 25 мая текущего учебного года.
  3. Продолжительность занятий в пункте для учащихся определяется в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами.
  4. Содержание занятий определяется документом, в котором отражаются цели, задачи, приемы и средства коррекционно-педагогической помощи и который утверждается директором государственного учреждения образования «Прилепская средняя школа», создавшим пункт.
  5. Учащиеся, у которых нарушения физического и (или) психического развития не могут быть исправлены при оказании им коррекционно-педагогической помощи в пункте, направляются директором государственного учреждения образования «Прилепская средняя школа», создавшим пункт, в ЦКРОиР для проведения в установленном порядке психолого-медико-педагогического обследования.
  6. В случае отказа законного представителя учащегося от проведения психолого-медико-педагогического обследования учащегося в ЦКРОиР учителем-дефектологом пункта разъясняются возможные последствия такого отказа законному представителю учащегося.
  7. Отказ законного представителя учащегося оформляется в письменной форме и подписывается законным представителем учащегося и директором государственного учреждения образования, создавшим пункт.

Учитель-дефектолог. Кто это?

           Дефектолог – это специалист, педагог, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с особенностями психофизического развития. Так же учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в обучении. Он занимается с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи, может заниматься с детьми, которые по различным причинам немного не усваивают программу общеобразовательной школы или же испытывают трудности при обучении. В основном это учащиеся начальной школы.

Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики. Работа учителя-дефектолога начинается с диагностики. Диагностика осуществляется по запросу педагогов и родителей. На основании проведенной диагностики и выявления ближайшей зоны развития ребенка составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка или на группу детей. Затем начинается сам коррекционный процесс, который осуществляется через проведение групповых, индивидуальных занятий, а так же консультирование педагогов и родителей по интересующим вопросам.

Работа учителя-дефектолога содержит очень много направлений. Основными из которых являются следующие:

1 Развитие моторики и сенсорных процессов

Основным направлением которого является развитие мелкой моторики, развитие навыков управления движениями тела, скоординированность в работе зрения/слуха и рук, точность и четкость движений .

2 Формирование пространственно-временных отношений

Представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счёту, письму, рисованию, чтению и другим предметам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей.

3 Умственное развитие

Тоже очень большое направление, в котором корригируются высшие психические функции, такие как память, мышление, анализ и синтез и др.

4 Нормализация ведущей деятельности возраста.

Как известно у учащихся ведущей деятельностью возраста является учебная. К сожалению, так далеко не у всех, особенно у учащихся начальной школы. У них как правило очень долгое время ведущей деятельностью возраста является игровая.

5 Формирование представлений о предметах и явлениях 

В этом направлении корригируются те проблемы, которые возникли в связи с пробелами в предшествующем развитии. Например, ребенок не ходил в детский сад. Здесь формируются такие представления как цвет, форма, размер и др. это тоже очень важное направление, т.к. оно является предпосылкой развития математического навыка.

6 Обогащение словаря и развитие связной речи

Название этого направления говорит само за себя и конечно оно больше относится к логопедам, но и дефектолог не должен обходить его стороной.

7 Готовность к восприятию учебного материала.

Это блок направлен в основном на учащихся 1-го класса. Он помогает им подготовиться к изучению большого количества нового учебного материала.

8 Формирование умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала.

Этот блок направлен в основном на учащихся 2-4-х классов. В результате коррекции по данному направлению у учащихся формируются те знания и умения, которые помогают усвоить им учебный материал.

Коррекционная логопедическая работа строится таким образом, чтобы каждый ребенок был задействован как в групповой, так и в индивидуальной деятельности. Групповые занятия длятся 35-40 минут 2-3 раза в неделю, индивидуальные – 20-25 минут 2-3 раза в неделю в зависимости от вида и степени нарушения. Конечно, каждый родитель понимает, что полноценное развитие ребенка невозможно свести только к специально организованным занятиям. Оно должно продолжаться постоянно – в реальной жизни, в общении с ребенком. Вот несколько советов, которые помогут Вам сделать его более приятным и эффективным:

  • Не ругать ребенка за неправильную речь;
  • Исправлять неправильное произношение ненавязчиво;
  • Не заострять внимание на повторах слогов и слогов;
  • Осуществлять позитивный настрой на занятия со специалистами.

При этом родителям важно следить и за правильностью собственной речи. Старайтесь, чтобы Ваша речь была четкой, грамотной и выразительной. Дома старайтесь показывать ребенку пример и чаще проводить время за чтением книг, чем за просмотром телепередач.

Важно наладить с ребенком речевой и эмоциональный контакт и тогда можно будет достичь качественного и относительно быстрого результата в развитии речи ребенка.

Учитель-дефектолог работает в кабинете пункта коррекционно-педагогической помощи.

График работы: понедельник – пятница, с 8.00 до 16.00

На консультации Вы можете получить информацию о динамике речевого развития Вашего ребенка или задать вопросы об особенностях речевого развития детей любого возраста, о возможных причинах речевых нарушений и способах их преодоления и предупреждения.

Артикуляционная гимнастика –основа правильного произношения

Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов – кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
5. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.

Упражнения для губ
1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Хоботок (Трубочка).Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4. Бублик (Рупор).Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
5. Заборчик – Бублик. Улыбка – Хоботок. Чередование положений губ.
6. Кролик. Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для развития подвижности губ
1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
2. Улыбка – Трубочка. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
3. Пятачок .Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
4. Рыбки разговаривают. Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
5. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук “поцелуя”.
6. Недовольная лошадка. Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
7. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

Если губы совсем слабые:
– сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,
– удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),
– удерживать губами марлевую салфетку – взрослый пытается ее выдернуть.

Упражнения для губ и щек
1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.
2. Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3. Голодный хомячок. Втянуть щеки.
4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка

  1. Птенчики.

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
2. Лопаточка.

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
3. Чашечка.

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
4. Иголочка.

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
5. Горка (Киска сердится). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
6. Трубочка.

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
7. Грибок.

Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

 

Динамические упражнения для языка.

  1. Часики.

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
2. Змейка.

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
3. Качели.

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
4. Футбол.

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
5. Чистка зубов.

Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
6. Горка.

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.
7. Лошадка.

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
8. Гармошка.

Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
9. Маляр.

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
10. Вкусное варенье.

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Роль пальчиковых игр в речевом развитии ребенка 4-6 лет

Мелкая моторика — это способность ребёнка выполнять последовательность мелких и точных движений кистями, а также пальцами ног и рук при помощи скоординированных действий мышечной, костной и нервной систем организма.

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как:    внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.

Постарайтесь регулярно тренировать пальчики ребенка, и это поможет его речевому развитию. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Предлагаю вашему вниманию несколько пальчиковых гимнастик, но сначала разминка…

  1. Сжимайте пальцы в кулак, затем разжимайте их. Сначала делайте это одновременно обеими руками, затем по очереди каждой рукой.                                                                                                                    2. Выгибайте и прогибайте кисти рук одновременно и по очереди.
  2. “Замок” Переплетите пальцы, сожмите ладони.
  3. “Солнечные лучи”. Сложите ладони и расставьте в стороны пальцы.
  4. “Ножницы”. Разведите пальцы в стороны, затем сведите их вместе. Сначала одной, потом другой рукой и обеими руками вместе.                                                                                                                        6. “Пальчики здороваются”. Подушечки пальцев по очереди прикасаются к большому пальцу (сначала правая рука, потом левая, затем одновременно).
  5. Похлопывайте кистями рук по столу поочередно и одновременно.
  6. Постукивайте пальцами по столу обеими руками и поочередно.
  7. Поочередно приподнимайте и опускайте пальцы: кисти рук лежат на столе.
  8. Имитируйте игру на пианино.

Пальчиковая гимнастика

Любой небольшой стишок, потешку или песенку можно “переложить на пальцы”, то есть придумать несложные движения для пальчиков, которые потом можно постепенно усложнять.

ПО ГРИБЫ

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идём грибы искать!

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел.

Оттого и потолстел.

ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ

Есть игрушки у меня: (хлопать в ладоши) 

 Паровоз и два коня, (загибать поочерёдно пальчики).

Серебристый самолёт,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, Подъёмный кран.

Хорошими помощниками для развития мелкой моторики у детей являются развивающие игрушки:

  1. Игрушки-шнуровки – дают возможность придумать множество игр;
  2. Деревянная пирамидка – помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, размеров, цвета; изготовленная из дерева несет в себе положительную энергию, приятно держать в руках, всегда теплое на ощупь;
  3. Кубики – развитие не только мелкой моторики и пространственного мышления, но и развитие внимания и логики;
  4. Конструкторы – развивают пространственное мышление, моторику, творческие способности;
  5. Рамки и вкладыши – способствуют развитию мелкой моторки рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления;
  6. Фигурки на магнитах – развивают мелкую моторику, координацию движений, пространственного мышления;
  7. Пазлы – развитие внимания, сообразительности, логического мышления, координированной работы глаз и кистей рук;
  8. Мозаика – способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.

Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки для развития мелкой моторики у детей, важно помнить, что только совместная деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.

  • Массаж ладошек— универсальный способ развития моторики для детей самого разного возраста. Возьмите ручку ребёнка и водите своим пальцем по ладошке, гладьте, массируйте её, а потом каждый отдельный пальчик по очереди. Дети просто обожают такие забавы. Если из всех вариантов этой игры вы знаете только Сороку-Ворону, тогда вам необходимо пополнить арсенал знаний. На самом деле стишков для пальчиковых игр придумано огромное множество!
  • Ладушки— это русская народная потешка, которая научит распрямлять крошечные пальчики и хлопать в ладошки.
  • Разрывание бумаги— упражнение подходит детям после 7-ми месяцев. Дайте несколько листов цветной бумаги ребёнку. Он сначала её ощупает, рассмотрит внимательно, затем начнёт рвать. Такое занятие доставляет малышам несказанное удовольствие;
  • Бусы— многим детям нравится перебирать пальчиками мелкие предметы. Такое занятие очень полезно. Сделайте или купите себе такое украшение с бусинками разного размера, формы и цвета. Малыш, находясь у вас на руках, будет подолгу рассматривать их и перебирать пальчиками;
  • Вкладыши-мисочки— их можно вкладывать друг в друга, выстраивая башенки и пирамидки. Такая игра формирует понятие о размерах предметов;
  • Крупы— насыпьте в мисочку любую крупу и дайте маленькому потрогать, просыпать её сквозь пальчики. Прекрасное упражнение для развития тактильных ощущений и мелкой моторики;
  • Баночки с крупами: насыпьте понемногу разных круп в отдельные баночки и позвольте малышу опускать в них ручку. Так он сможет прощупывать все крупинки, трогать их пальчиками. Закопайте на глазах малыша какой-нибудь интересный предмет в крупу, а он пусть поищет;
  • Рисовать пальчикомпо песку — тоже очень интересное и полезное занятие
  • Игрушки, развивающие мелкую моторику: горошинка и другие

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на речевое развитие ребёнка.

Нарушения письменной речи. Причины ошибок

Обычно учителей и родителей больше тревожат нарушения письменной речи у ребенка, ибо они напрямую влияют на его учебные успехи. Это дисграфия и дислексия. Причина их возникновения кроется в общем недоразвитии речи. То есть нарушены все компоненты речевой системы: ребенок обладает скудным словарным запасом, произношение и восприятие звуков у него нарушено, грамматический строй речи осваивает с трудом. При этом интеллект у таких детей не нарушен. Сбой дают те системы организма, которые непосредственно участвуют в процессе «зашифровки» устной речи в буквенные символы – письмо и «расшифровки» – чтение. Взрослому, который свободно пишет и читает, эти процессы кажутся естественными. Почти как дыхание. Если же проанализировать их природу, окажется, что они сложны и требуют согласованности многих анализаторов и функций организма.

Для того чтобы записать слово буквами, нужно прежде всего проанализировать, какие звуки мы произносим и в каком порядке. Это не так просто, как кажется. А для человека с нарушенным фонематическим слухом и вовсе не под силу. Он может прекрасно слышать окружающие его бытовые звуки и не различать б и п, р и л. Тем более что положение губ при артикуляции первой пары и языка при второй очень похожи. А мы, сами того не осознавая, в звуковом анализе учитываем и артикуляцию тоже.

По аналогии с особым слухом, настроенным на звуки речи, есть и особое зрение на буквы. Ребенок, как это ни удивительно для неспециалиста, может не обращать внимания на разницу между ц и щ, ш и щ. Не от безалаберности и лени, а просто он так видит. Ученик со скрытым или явным левшеством часто путает при чтении или зеркально разворачивает при письме, например, е и з.

И наконец, собственно написание букв может быть затруднено какими-то двигательными расстройствами.

Дети-дисграфики испытывают существенное напряжение в процессе письма, особенно под диктовку. Они должны концентрироваться то на слуховом, то на зрительном анализе, и двигательную работу руки тоже нужно контролировать. Дисграфия часто сопровождается пониженным вниманием и быстрой утомляемостью. Поэтому даже самый старательный и прилежный ребенок, страдающий дисграфией, показывает очень нестабильные результаты. Повышенная концентрация внимания сменяется рассредоточенностью, и тогда первая половина диктанта будет написана грамотно, а во второй мы увидим ошибку на ошибке. Сильное напряжение при письме провоцирует искажение почерка. К третьему-четвертому классу он может стать вообще почти нечитаемым.

Когда необходима помощь

С проявлениями дисграфии знаком, к сожалению, каждый учитель. Ведь каждому из нас приходилось видеть в ученических тетрадях буквы, расползающиеся в разные стороны, и зеркально повернутые, слова с пропущенными буквами и слогами, отсутствие заглавных букв и знаков препинания. В средней и старшей школе такие дети всячески избегают процесса письма. Многие из этих ошибок делают и обычные дети. Но только у дисграфиков ошибки определенного типа носят стойкий характер, повторяются изо дня в день. Дисграфические ошибки отчетливее всего видны, когда неправильно написанная буква стоит в сильной позиции, то есть ее отчетливо слышно. В слове «ложка» неправильно написать первую букву (рожка) может только дисграфик, а вот ошибиться в середине слова (лошка) – любой ребенок, плохо усвоивший правило. Чаще всего дисграфические ошибки встречаются в диктанте. Хотя не исключены они и при списывании: если ребенок прочитывает слово, а потом сам себе диктует, не глядя на образец. Учителю, чтобы понимать границы своих профессиональных возможностей и не отправлять всех двоечников прямиком к логопеду, нужно различать дисграфические ошибки и представлять себе их классификацию.

Ошибки на уровне буквы и слога

Ошибки звукового анализа могут проявляться как пропуск, перестановка или вставка лишних букв и слогов.

Пропускают дети чаще гласные, и ошибки выглядят так: Санки – снки, молоко – млко, девочка – девча.

Пропуск может быть на месте встречи одинаковых букв на границе слов: …стал лакать – ста пакать.

Перестановки: фрукгы – фрутки, ковром – корвом, от школы – то школы.

Перестановки встречаются чаще в словах со скоплением согласных: двор – довр, кран – карн.

Иногда ребенок добавляет лишнюю букву, скорее всего ту, что уже есть в слове: дружно – дуружно. Иногда просто «разбавляет» гласной скопление согласных: девочка – девочика, ноябрь – ноябарь.

В основе ошибок фонематического восприятия лежат трудности различения сходных фонем. Дети часто путают:

парные звонкие и глухие согласные: зима – сима; лабиализованные гласные о – у: ручей – рочей; ё – ю: клюква – клёква, самолёт – самолют; заднеязычные г – к – х: сухой – сугой, черемуха – черемуга; сонорные р – л: смелый – смерый; й – л (мягкий): тут бывает сойка – тут бывалет солька; свистящие и шипящие с – ш: шишки – шиски; з – ж: железо – зелезо; с (мягкий) – щ: щенок – сенок; аффрикаты ч -щ: роща – роча; ч – ц: грачи -граци; ч – т (мягкий): чертит – черчит: ц – т: птицы – пцицы; ц – с: курица – куриса.

Конечно же ошибки, имеющие логопедическую природу, должен предупреждать и корректировать специалист. Но будем реалистами: вероятно, он есть не в каждой школе. Поэтому можно предложить несколько рекомендаций учителям. Вы можете потренписать с детьми ориентировку в пространстве в форме игры. Для этого нужно

разграфить лист на девять квадратов и предложить ребенку посадить на любой из них игрушечную лягушку, например, которая будет «прыгать» на два квадрата влево, на один вниз, на один вправо… Игру можно развить, если в каждый квадрат вписать разные буквы, и теперь по ним будет путешествовать, например, буква А. Чтобы она пришла к Р, куда и на сколько ее нужно подвинуть? Если она встанет перед Р, что получится? Ар, а если после Р? Ра.

Если ребенок упорно путает и плохо запоминает буквы, их можно лепить из пластилина, выкладывать из палочек и «Лего», вышивать, рисовать на снегу- Только непременно нужно сравнивать полученные изображения с образцом. Можно задействовать тактильные ощущения и в игровой форме узнавать заготовленные заранее буквы на ощупь – за спиной или доставая из мешочка. Можно «писать» пальцем буквы на спине или на ладошке. Описывать очертания буквы словами: вертикальная палочка, а от ее верхнего конца вправо отходит одна горизонтальная. Какую букву можно сделать из Г, если добавить другие элементы? Можно предложить в ряду правильно написанных букв найти неправильную. Или рассказать, как из П сделать Н. Очень любят ребята находить буквы, спрятавшиеся в геометрических фигурах. Например в той, что перед вами, – М, П, У, А, X. Нашли? Теперь можно составить из них слова. Еще одно привлекательное и полезное задание: разобраться, какие буквы “свалились в кучу” и

изображены на рисунке. Для тренировки звукового анализа полезно придумывать слова, начинающиеся на какой-нибудь звук, или играть, выстраивая цепочки слов, когда последний звук одного станет первым для следующего.

Ошибки на уровне слов

Очень распространенная ошибка -слитное написание слов, особенно служебных: ветки елии сосны. Иногда ребенок не разделяет в потоке речи и два самостоятельных слова: всталосолнце Границы слова могут не только исчезать, но и смещаться: у Деда Мороза – у дедмо Рза. Иногда ошибки обнаруживаются при самостоятельном словообразовании, то есть дети придумывают несуществующие слова: как однокоренное к слову «лед» – лёдик, рука – рукища; цветок, растущий в поле – поленой, хвост медведя – медведий. Для предотвращения ошибок этого типа нужно помочь ребенку сформировать понятие слова. В том числе показать ему значение предлогов, например, перемещая кубик или мячик относительно парты или коробки и комментируя его положение: на, в, перед, за. Для лучшего понимания, что такое слово, можно написать его на карточке, а потом разрезать. Тогда из лиса получатся два неслова: ли и са. А потом каждую часть дополнить до целого слова.

Подбор родственных слов и исключение лишнего (косить, коса, коснуться) – обычные упражнения в начальной школе. Они отчасти помогают бороться и сдисграфическими ошибками. Полезно поиграть, переставляя буквы внутри слова: читать слова наоборот; собирать «рассыпанные» буквы в слово: К Т Р О – крот; из каждой буквы слова придумывать новое: Молодой Аист Ловил Игоря На Арбате (малина); составлять наибольшее количество слов из букв какого-нибудь длинного слова.

Навык словообразования будет совершенствоваться, если предлагать детям заменять словосочетание одним словом: с голубыми глазами – голубоглазый, добрая душа – добродушный. И наоборот, заменять сложное слово словосочетанием: самовар – сам варит.

Ошибки на уровне предложений

Если ребенок не чувствует законов грамматической связи слов, он будет допускать ошибки в согласовании (большая белая пятно) и управлении (на ветки деревьях). Или при перечислении нескольких однородных членов предложения: …учит честности, смелости и беречь природу. Нередки ошибки при употреблении предлогов: пошел школу, гриб рос перед деревом (вместо «под»).

Для освоения законов предложения можно составлять предложения по схемам. Исправлять специально сделанные” взрослым ошибки: стол постелили на скатерть; мы бродили лесу; черника растет над сосной. Ребята обычно очень любят играть в «Живое предложение»: нужно придумать фразу, распределить, кто каким словом будет. И встать по очереди, составляя предложение, не забыв в конце поставить (посадить на корточки) точку. Можно разделять слитный текст на слова и предложения: падаютлистьяидутдождиулетаютптицы.