РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ПРОЕКТ «РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школа является важнейшим социальным институтом, с которым семья взаимодействует на протяжении всего обучения ребенка. Эффективность образования и воспитания ребенка во многом зависит от того, насколько тесна эта связь. Требования современной реальности стимулируют педагогов овладевать новейшими педагогическими технологиями для использования их в своей работе, искать эффективные формы взаимодействия с родителями. Сотрудничество семьи и школы в интересах ребенка может быть успешным только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, учитывать его индивидуальные особенности при развитии его способностей, сформировать жизненные ориентиры и ценностные приоритеты.
Практика показывает, что не все родители имеют достаточный уровень знаний и умений в области воспитания и испытывают трудности в развитии и воспитании ребенка, установлении контактов с детьми. Родители не владеют в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, часто осуществляют воспитание интуитивно, что, как правило, не приносит позитивных результатов. Не всегда родители понимают своего ребенка. Родители могут слушать, но не слышать ребенка, что приводит к сложностям во взаимоотношениях. В таких семьях часто нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.
Педагогам, педагогам-психологам, социальным педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. На современном этапе развития связующим звеном между школой и семьей являются специалисты социально-педагогической и психологической службы. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий педагогов и родителей создаст благоприятные условия для развития ребенка.
Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
Основные задачи Родительского университета:
- формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
- формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
- обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
- организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Направления работы Родительского университета:
I. Организационное:
- формирование очной и дистанционной форм обучения в Родительском университете;
- разработка «Интернет-сайта родительского университета»;
- создание в популярных социальных сетях («ВКонтакте», «Одноклассники», «Facebook») Интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности Родительского университета (анонс предстоящих встреч, новости о прошедших встречах, материалы образовательного характера для родителей и т.д.).
II. Информационно-просветительское:
- презентация содержания программы и мероприятий Родительского университета;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
– правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
– психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
– гражданское: о путях развития образования, школы.
- консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам.
III. Содержательное:
- научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
- расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.
Воспитательная деятельность Родительского университета строится:
– на оценке родителями собственного жизненного опыта;
– на приобретении новых познаний в опоре на собственные внутренние резервы;
– на стабильном общении детей и их родителей;
– на формировании атмосферы поиска новых знаний;
– на самосовершенствовании родителей через осознание ими индивидуального взгляда на ребёнка;
– на развитии творческих способностей членов семьи;
– на умении видеть результаты развития детей;
– на умении видеть трудности и искать пути их преодоления, выстраивать лестницу успеха.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трем ступеням:
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,
II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.
Предлагаемые направления будут способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках Родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных и других специалистов по организации конструктивного диалога в поиске ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.
Формы проведения занятий:
- традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
- дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе; привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
Ожидаемые результаты работы Родительского университета:
– формирование у родителей осознанного отношения к родительству;
– повышение интереса родителей к самообразованию;
– удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: в обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;
– повышение уровня педагогической культуры родителей;
– активизация родителей в решении семейных проблем, сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия, уменьшение числа подростков с девиантным поведением;
– развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;
– охват родительским всеобучем большинства родителей учащихся, благодаря системе дистанционного обучения.
Занятия Родительского университета предполагается проводить один раз в четверть. Консультации для родителей проводятся в соответствии с установленным графиком. Тематика занятий и консультаций с родителями построена с учётом возрастных психологических особенностей учащихся.
План проведения занятий в рамках республиканского проекта
“Родительский университет”
в ГУО “Прилепская средняя школа” на 2024/2025 учебный год
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов
№ | Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов | Сроки проведения | Форма проведения | Ответственные |
1 | 1-й класс | |||
1.1 | Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе.
Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе |
Сентябрь
2024 (06.09.2024) |
анкетирование | Педагог – психолог, классные руководители |
1.2 | Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника | Ноябрь
2024 (08.11.2024) |
дистанционная рассылка | Педагог – психолог;
медицинский работник, классные руководители |
1.3 | Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.
Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться |
Январь 2025
(04.01.2025) |
круглый стол | Педагог – психолог,классные руководители |
1.4 | Тема 4.Положительные эмоции в жизни школьника.
Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка |
Апрель 2025
(04.04.2025) |
семинар-практикум | Педагог-психолог, классные руководители |
2 | 2-й класс | |||
2.1 | Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка | Октябрь 2024
(12.10.2024) |
дистанционная рассылка | Педагог – психолог,классные руководители |
2.2 | Тема 2. Главные правила здорового образа жизни.
Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья |
Декабрь 2024
(06.12.2024) |
круглый стол | Педагог – психолог;медицинский работник,классные руководители |
2.3 | Тема 3.Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.
Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка |
Февраль 2025
(07.02.2025) |
лекция | Педагог – психолог,классные руководители |
2.4 | Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.
Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться |
Май 2025
(08.05.2025) |
дискуссия | Педагог – психолог,классные руководители |
3 | 3-й класс | |||
3.1 | Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.
Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям |
Сентябрь 2024
(09.09.2024) |
дистанционная рассылка | Педагог – психолог,классные руководители |
3.2 | Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников.
Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников |
Декабрь 2024
(06.12.2024) |
лекция | Педагог – психолог,классные руководители |
3.3 | Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок.
Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни |
Январь 2025
(10.01.2025) |
дистанционная рассылка | Педагог – психолог; медицинский работник,классные руководители |
3.4 | Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.
Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви |
Апрель 2025
(04.04.2025) |
семинар-практикум | Педагог – психолог,классные руководители |
4 | 4-й класс | |||
4.1 | Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.
Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников |
Сентябрь 2024
(16.09.2024) |
вебинар | Педагог – психолог,классные руководители |
4.2 | Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей.
Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие |
Декабрь 2024
(06.12.2024) |
семинар-практикум | Педагог – психолог; педагог социальный,классные руководители |
4.3 | Тема 3. Ребенок и компьютер.
Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры. Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером |
Февраль 2025
(15.02.2025) |
круглый стол | Педагог – психолог,классные руководители |
4.4 | Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире | Май 2025
(10.05.2024) |
дискуссия | Педагог – психолог,классные руководители |
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся I-IV классов
Класс | Темы консультаций для родителей | Ответственные |
1 | Психологические особенности младших школьников;
Развитие памяти и внимания младших школьников; Мотивы учения младших школьников; Отношения в семье как основа взаимопонимания; Поощрение и наказание детей в семье; Леворукий ребенок в школе. |
педагог-психолог, классные руководители |
2 | Воспитание вежливости;
Профилактика жестокого обращения с детьми; Как на самом деле любить своих детей?; Микроклимат в семье и воспитание ребёнка; Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях; Роль отца в воспитании ребенка; Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка; Семейные традиции ценности в воспитании детей; Учение с увлечением. |
педагог-психолог, классные руководители |
3 | Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение;
Как выявить и развить способности детей?; Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста; Идеальные родители глазами детей идеальный ребёнок глазами родителей; Как помочь ребенку стать внимательнее?; Как привить ребенку любовь к чтению?; Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка? |
педагог-психолог,классные руководители |
4 | Агрессивное поведение: как помочь ребенку?
Как помочь ребенку правильно распределить свое время? Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем; Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка; Интеллектуальное развитие ребенка; Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей; Организация свободного времени детей в период летних каникул. |
педагог-психолог, инспектор ИДН,классные руководители |
ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов
№ | Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов | Сроки проведения | Форма проведения | Ответственные |
1 | 5-й класс | |||
1.1 | Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе.
Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе |
Сентябрь 2024
(14.09.2024) |
семинар-практикум | педагог-психолог, медицинский работник,классные руководители |
1.2 | Тема 2. Ребенок среди сверстников
Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками |
Ноябрь 2024
(12.11.2024) |
круглый стол | педагог-психолог,классные руководители |
1.3 | Тема 3. Ваш ребенок вырос.
Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста |
Февраль 2025
(15.02.2025) |
лекция | педагог-психолог,медицинский работник,классные руководители |
1.4 | Тема 4.Меры наказания и поощрения в современной семье.
Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета |
Май 2025
(16.05.2025) |
круглый стол | Педагог – психолог,классные руководители |
2 | 6-й класс | |||
2.1 | Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.
Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики. Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка |
Сентябрь 2024
(20.09.2024) |
лекция | Педагог – психолог,классные руководители |
2.2 | Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков.
Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков. |
Декабрь 2024
(20.12.2024) |
психологический тренинг | Педагог – психолог,классные руководители |
2.3 | Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет.
Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях |
Март 2025
(15.03.2025) |
семинар-практикум | Педагог – психолог, участковый инспектор НДН,классные руководители |
2.4 | Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.
Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детейв летний период |
Май 2025
(13.05.2025) |
семинар-практикум | Педагог – психолог, заместитель директора по ВР,классные руководители |
3 | 7-й класс | |||
3.1 | Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.
Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе |
Сентябрь 2024
(23.09.2024) |
лекция | Педагог – психолог,классные руководители |
3.2 | Тема 2. Профилактика правонарушений подростков.
Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска» |
Ноябрь 2024
(22.11.2024) |
круглый стол | Педагог – психолог, инспектор по делам несовершеннолетних,классные руководители |
3.3 | Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста
Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье. Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком |
Февраль 2025
(19.02.2025) |
дискуссия | педагог-психолог,классные руководители |
3.4 | Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.
Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением?Мотивация на успех |
Апрель 2025
(07.04.2025) |
Дистанционная рассылка | Педагог – психолог,классные руководители |
4 | 8-й класс | |||
4.1 | Тема 1. Жизненные цели подростков.
Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей |
Октябрь 2024
(12.10.2024) |
лекция | Педагог – психолог,классные руководители |
4.2 | Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.
Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы») |
Декабрь 2024
(21.12.2024) |
конференция | Педагог – психолог,
инспектор по делам несовершеннолетних,классные руководители |
4.3 | Тема 3. Осторожно: суицид.
Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения |
Март 2025
(11.03.2025) |
Дистанционная рассылка | педагог-психолог, педагог социальный,классные руководители |
4.4 | Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.
Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов |
Май 2025
(14.05.2025) |
круглый стол | педагог-психолог, педагог социальный,классные руководители |
5 | 9-й класс | |||
5.1 | Тема 1.Портрет современного подростка.
Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе |
Сентябрь 2024
(19.09.2024) |
лекция | Педагог – психолог,классные руководители |
5.2 | Тема 2. Агрессия, её причины и последствия.
Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми. Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка |
Ноябрь 2024
(18.11.2024) |
Дистанционная рассылка | педагог-психолог,классные руководители |
5.3 | Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.
Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек |
Февраль2025
(10.02.2025) |
семинар-практикум | Педагог – психолог; медицинский работник,классные руководители |
5.4 | Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?
Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии?Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков |
Апрель 2025
(21.04.2025) |
семинар-практикум | педагог-психолог,классные руководители |
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся V-IX классов
Класс | Темы консультаций для родителей | Ответственные |
5
|
Мой ребенок становится подростком;
Психологические особенности младших подростков; Ребенок в коллективе сверстников; Межличностное общение подростков; Отношения в семье; Компьютерные игры: польза или вред? Вопросы дисциплины; Ответственность родителей за воспитание детей.
|
педагог-психолог,
инспектор по делам несовершеннолетних,классные руководители
|
6
|
Роль отца и матери в воспитании ребенка;
Как научить учиться с удовольствием? Школьные конфликты; Трудности переходного возраста; Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ? Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения? Трудовое воспитание в семье
|
медицинский работник,
инспектор по делам несовершеннолетних, классные руководители
|
7
|
Ваш любимый неидеальный ребенок;
Подростковый возраст: проблемы полового созревания; Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов; Любовь и дружба в подростковом возрасте; Как помочь ребенку стать взрослым? Подростки в социальных сетях: безопасное поведение; Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье; Предотвращение отчужденности между родителями и детьми; Как услышать ребенка, пока он не стал «трудным»?
|
педагог-психолог,
медицинский работник,классные руководители
|
8
|
Как научиться понимать и принимать подростка?
О родительском авторитете; Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях? Подросток в социальных сетях: что делать? Как научить подростка быть ответственным за свои поступки? Домашняя работа: удовольствие или наказание? Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания; Как сохранить репродуктивное здоровье подростка? |
педагог-психолог,
медицинский работник,классные руководители
|
9
|
Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения
Как помочь подростку в выборе профессии? Как научить детей распоряжаться деньгами? Свободное время и его значение в формировании личности подростка Интернет-зависимость: пути преодоления Организация свободного времени детей в период летних каникул Ответственное родительство – залог благополучия семьи
|
педагог-психолог,
медицинский работник,классные руководители
|
ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»
для родителей учащихся X-XI классов
№ | Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов | Сроки
проведения |
Форма проведения | Ответственные |
1 | 10-е классы | |||
1.1 | Тема 1. Здоровье – это жизнь.
Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами. Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки. Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня |
Сентябрь 2024
(28.09.2024) |
лекция | Педагог – психолог,
медицинский работник,классные руководители |
1.2 | Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка.
Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку |
Ноябрь 2024
(23.11.2024) |
круглый стол | педагог-психолог,классные руководители |
1.3 | Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.
Репродуктивное здоровье юношей и девушек.Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья. Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения. Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП. Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья |
Февраль 2025
(18.02.2025) |
Дистанционная рассылка | педагог-психолог, медицинский работник,классные руководители |
1.4 | Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?
Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе |
Апрель 2025
(26.04.2025) |
круглый стол |
педагог-психолог,классные руководители |
2 | 11-й классы | |||
2.1 | Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?
Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии. Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии |
Октябрь 2024
(24.10.2024) |
семинар-практикум | Педагог – психолог, медицинский работник,классные руководители |
2.2 | Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?
Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости. Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей |
Декабрь 2024
(28.12.2024) |
конференция | педагог-психолог,классные руководители |
2.3 | Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.
Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни |
Март 2025
(29.03.2025) |
круглый стол | педагог-психолог,классные руководители |
2.4 | Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?
Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации). Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период |
Май 2025
(24.05.2025) |
семинар-практикум |
педагог-психолог,классные руководители |
ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся X-IX классов
Класс | Темы консультаций для родителей | Ответственные |
10 | Психофизиологические особенности десятиклассников
Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания Личное ли это дело – личное счастье? Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников Кем быть и каким быть? Организация досуга старшеклассников Особенности здоровья и физического развития старшеклассника Режим учебного и физического труда, личная гигиена |
педагог-психолог,
медицинский работник, классные руководители |
11 | Трудности личностного роста и их влияние на обучение
Научная организация учебного труда старшеклассников Роль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у старшеклассников Закон и ответственность несовершеннолетних Формирование здорового образа жизни Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе Самореализация личности |
педагог-психолог,
инспектор по делам несовершеннолетних, медицинский работник,классные руководители |
Заместитель директора по ВР В.А. Ракицкая
Информационные материалы
Полезные ссылки:
http://adu.by/ru – Национальный образовательный портал;
http://www.nlb.by – Интернет-портал Национальной библиотеки Беларуси;
http://histmuseum.by – Нацыянальны гістарычны музей Рэспублікі Беларусь;
http://bellitmuseum.by – Дзяржаўны музей гісторыі беларускай літаратуры;
http://www.artmuseum.by – Национальный художественный музей Республики Беларусь;
http://kupala-museum.by – Дзяржаўны лiтаратурны музей Янкi Купалы;
http://yakubkolas.by – Дзяржаўны літаратурна-мемарыяльны музей Якуба Коласа;
http://bagdanovich.museum.by – Дзяржаўная ўстанова “Літаратурны музей Максіма Багдановіча” (сярод іншых сайтаў музеяў);
http://kupala-library.iatp.by – Централизованная система государственных публичных библиотек города Минска;
http://zviazda.by – Партал РВУ “Выдавецкі дом “Звязда” (на ім змешчаныя сайты літаратурых выданняў “ЛІМ”, “Маладосць”, “Бярозка”, ”Полымя”);
http://www.warmuseum.by – Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны;
http://stalin-line.by – Историко-культурный комплекс «Линия Сталина».